О том, как фабрика добилась разрешения администрации на строительство через суд

Содержание
  1. Как узаконить самострой
  2. Что считается самостроем?
  3. Можно ли узаконить самострой?
  4. Наказание за нежелание регистрировать постройку
  5. Способы легализации постройки
  6. Через суд — необходимые документы, стоимость
  7. В упрощенном порядке
  8. Особенности легализации самостроев по новым правилам
  9. ИЖС и ЛПХ
  10. Гаражи
  11. Мансарды и пристройки
  12. На дачном участке
  13. На чужой земле
  14. На муниципальной земле
  15. Не дают разрешение на строительство. Решение есть!
  16. Законодательством закреплено 6 случаев, когда на запрос разрешения на строительство уполномоченная инстанция отвечает мотивированным отказом. Это касается ситуаций, при которых:
  17. Как действовать, если вы получили отказ?
  18. Процесс рассмотрения заявки может иметь два исхода:
  19. Изменения в отказах на разрешение на строительство в 2018 году
  20. Профессиональная помощь
  21. Отзывы наших клиентов
  22. онлайн заявка
  23. Правила оформления разрешения на строительство индивидуального жилого дома в 2020 году
  24. Зачем и кому потребуется разрешение
  25. Кого уполномочили оформлять строительные разрешения
  26. Комплект документов
  27. Цена вопроса и сроки
  28. Выданное с нарушением закона разрешение на строительство. Отмена разрешения на строительство через суд
  29. Обстоятельства судебного спора и этапы его прохождения по инстанциям
  30. Какими нормами руководствовались нижестоящие суды?
  31. Муниципальный участок под застройку передается в аренду только через открытые торги
  32. Причина возврата дела на повторное рассмотрение
  33. Выводы
  34. Прекращение разрешения на строительство возможно только в исключительных обстоятельствах
  35. Возможны ли другие причины прекращения разрешения на строительство?
  36. Вопрос-ответ

Как узаконить самострой

О том, как фабрика добилась разрешения администрации на строительство через суд

Для строительства объектов недвижимости нужно согласовать работы с множеством ведомств. Если собственник игнорирует нормы, то могут возникнуть проблемы с законом. Следует позаботиться о легализации самостроя для получения полных прав на распоряжение им и для избавления от штрафов и взысканий.

Что считается самостроем?

Самостроем признается объект с рядом характеристик:

  • Возведен на участке, который не был оформлен соответствующим образом в полноценную собственность.
  • Сооружение было построено на земле, целевое назначение которой не предполагает строительства в рамках ее границ.
  • Возведен дом или иное строение без согласования с административными ведомствами.
  • Строительство происходило с игнорированием градостроительных норм и других требований. К примеру, правила пожарной безопасности или установки санитарно-эпидемиологической службы.

Постройка не является самовольной, если собственник не был уведомлен или не мог знать о существующих ограничениях, поэтому в его отношении не могут быть реализованы взыскательные меры.

Если объект соответствует хотя бы одной из указанных позиций, то владельцу нужно быть готовым к взыскательным и ограничивающим мерам со стороны контролирующих структур. Чтобы не допустить такого развития событий, нужно разрешить вопрос относительно узаконивания строения.

Можно ли узаконить самострой?

Узаконить самострой можно, но при соблюдении конкретных условий:

  • участок оформлен в собственность;
  • категория земли позволяет возводить объекты недвижимости;
  • государственные службы не имеют претензий к построенному сооружению;
  • собственником были оплачены все обязательные налоги и штрафы за последние 3 года, предусмотренные налоговым законодательством.

Если права собственности на участок закреплены за владельцем уже больше 10 лет, то взыскание налогов может быть произведено за весь период.

В любом случае, при узаконивании самостроя потребуется придерживаться регламента. Если проигнорировать законодательные требования, собственнику нужно быть готовым к последствиям.

Наказание за нежелание регистрировать постройку

Законодательством предусмотрено строгое наказание за строительство, совершенное без согласования с представителями государственных ведомств. На практике действуют два варианта.

Первый – при возведении объекта на участке земли, владельцем которого является другой человек. Этот сценарий подразумевает захват чужой собственности, что влечет за собой назначение штрафа. В соответствии со ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ физическим лицам придется уплатить одну тысячу рублей, юридическим лицам – до 20 тысяч рублей.

Единственный способ избежать серьезных трудностей с законом при таких обстоятельствах – снести самовольное сооружение.

Второй вариант – возведение объекта на земле, которая не предназначена для строительства. В этом случае постройку придется снести и оплатить все сопутствующие издержки. Также придется погасить штраф, если для возведения объекта требовалось разрешение.

Сумма взыскания указывается в ст. 9.5 КоАП РФ: физическим лицам потребуется внести до 5 тысяч рублей, юридическим – до 1 миллиона рублей.

Способы легализации постройки

Законодательством предусмотрено два способа узаконивания самовольных построек: в судебном порядке и в административном.

Через суд — необходимые документы, стоимость

Общий список, который необходим вне зависимости от обстоятельств:

  • гражданский паспорт заявителя;
  • документы о праве собственности на участок. Помимо свидетельства, может понадобиться договор купли-продажи или бумага о вступлении в наследство – с учетом особенностей приобретения;
  • кадастровый и градостроительный план земельного участка;
  • технический паспорт на постройку. Для его получения придется обратиться в БТИ;
  • заключение технических экспертов, в соответствии с которым объект признан пригодным для эксплуатации;
  • справка об инвентаризационной стоимости недвижимости.

В зависимости от постройки, которую требуется узаконить, перечень обязательных документов может изменяться.

Дополнительно могут быть запрошены:

  • акт согласования границ;
  • акт экспертизы постройки;
  • письменное заявление от представителя администрации по поводу отсутствия претензий.

Цена за проведение процедуры регистрации складывается из следующих позиций:

  • государственная пошлина зависит от стоимости исковых требований. Расчет осуществляется по правилам ст. 333.19 НК РФ. К примеру, если цена иска – 20 тысяч рублей, то пошлина составит 4%;
  • за оформление доверенности, если истец решил действовать через представителя – около 1 тысячи рублей;
  • за проведение экспертизы, за согласование границ, за получение технического паспорта – затраты в этом случае зависят от региона. Но в среднем придется уплатить от 15 до 20 тысяч рублей.

Как оформить дом по дачной амнистии?

Иск подается в мировой суд, если стоимость требований не превышает 50 тысяч рублей. При большей сумме заявление направляется в районный.

В упрощенном порядке

Решить все проблемы через администрацию можно, если постройка не требует специального разрешения на строительство.

Актуально, если сооружение не несет опасности для окружающих людей, при этом строительные нормы не были нарушены.

Обычно в этом случае речь идет о небольших деревянных сооружениях на дачных и садоводческих участках.

Особенности легализации самостроев по новым правилам

Вступил в силу федеральный закон с внесением изменений в гражданский кодекс, поэтому с 4 августа 2019 года действуют новые правила узаконивания.

Поправки в основном направлены на усложнение процесса сноса самовольного дома – теперь администрация должна доказать необходимость в таких действиях.

Дополнительно были введены новые правила легализации по отдельным типам самостроев.

ИЖС и ЛПХ

Участок из категории ИЖС предназначен для строительства на нем объектов любой категории, будь то жилые дома, сараи, подсобные помещения.

Узаконить самострой на участках ИЖС и ЛПХ проще всего.

Проблемы возникают при отсутствии разрешения. Для его получения нужно пройти процедуру административного узаконивания. Если местные власти по какой-то причине откажут в удовлетворении запроса, то заявитель всегда может обратиться в суд.

Гаражи

Если гараж возведен на участках, принадлежащих к дачным и садовым товариществам, можно избавиться от необходимости обращения в суд, если оформить объект как вспомогательную постройку.

В случае если муниципалитет не имеет прав на территорию, то нет никаких сложностей с оформлением прав на гараж.

Если строение носит капитальный характер, следует обратиться в местную комиссию по устранению самостроя.

Мансарды и пристройки

Мансарда определяется как отдельный этаж, что требует обязательной регистрации в бюро технической инвентаризации. То есть для ее узаконивания нужно разрешение.

Легализация мансарды осуществляется через суд.

Что касается пристроек. Если она некапитальная (крыльцо, навес, балкон или терраса), то достаточно посетить отделение БТИ для внесения изменений в техническую документацию на дом. Если же пристройка носит капитальный характер, то есть она будет использована в дальнейшем для проживания, то узаконить ее можно только через суд.

На дачном участке

Перед строительством дома на дачном или садовом участке нужно известить об этом местную администрацию и приложить план-схему работ. После окончания потребуется привлечь кадастрового инженера для получения технического плана и декларации.

Как узаконить дом на земельном участке?

Эти документы нужно направить в администрацию, которая будет принимать решение о соответствии дома требованиям и о возможности регистрации прав на него.

Упрощенный порядок оформления действует в рамках программы дачной амнистии, положения которой остаются актуальными до 1 марта 2021 года.

При возведении объекта без уведомления собственник все равно может воспользоваться доступными послаблениями, заказав у кадастрового инженера план и декларацию для их подачи в МФЦ.

На чужой земле

В 2019 году изменились условия для сноса. Если ранее постройки, которые были возведены на бесхозном участке, в обязательном порядке подлежали ликвидации, то сейчас предусмотрена возможность сохранения.

Сейчас права собственников защищены лучше, но это не значит, что можно строиться на чужой земле.

Если объект соответствует нормативам и не мешает соседям, то собственник участка, где был возведен самострой, может сохранить постройку.

На муниципальной земле

С недавнего времени появилась возможность легализации самовольной постройки даже при отсутствии документов о праве собственности на землю.

Актуально только в том случае, если объект соответствует всем требованиям и в договоре на использование участка нет конкретных запретов.

К примеру, при возведении сооружения на муниципальной земле, можно узаконить недвижимость, став собственником участка.

В целом, узаконивание самостроя так и остается обязательным во избежание проблем с законом. Новые правила несколько облегчают процедуру, но в любом случае гражданину придется посетить немало инстанций. Поэтому лучше изначально согласовать строительство с администрацией, чтобы избавиться от затрат, связанных с обращением в суд.

Источник: https://Oformovich.ru/dom/kak-uzakonit-samostroy.html

Не дают разрешение на строительство. Решение есть!

О том, как фабрика добилась разрешения администрации на строительство через суд

Часто граждане, которые совершали попытки самостоятельно получить необходимые для возведения дома документы, сталкиваются с определенными трудностями. «Мне не дают разрешение на строительство, что делать?» Этот вопрос беспокоит каждого из них. Для поиска верного решения важно найти профессионала с большим опытом урегулирования подобных ситуаций.

Законодательством закреплено 6 случаев, когда на запрос разрешения на строительство уполномоченная инстанция отвечает мотивированным отказом. Это касается ситуаций, при которых:

  • Представленная заявителем документация не отвечает положениям ГПЗУ: выявлены несоответствия между фактическими характеристиками объекта и возможными видами разрешенного использования земли под ним, в процессе размещения постройки были нарушены минимальные значения отступов, строение располагается в ограничительной зоне. Эта причина является наиболее распространенной для вынесения отказа в выдаче разрешения на строительство на землях ИЖС.
  • В проектной документации отсутствуют обязательные разделы.
  • При проведении экспертизы проектной документации возникли определенные сложности. Например, законодательство обязывает проводить экспертизу для объекта с такими характеристиками, а положительное заключение у заявителя отсутствует.
  • Запланирована реконструкция индивидуального жилого дома, а один или несколько правообладателей выступают против подобных мероприятий.
  • Отсутствует полный комплект документации, необходимой для совершения действий с объектами культурного наследия или постройками, расположенными в пределах исторических поселений.

Как действовать, если вы получили отказ?

Рядом законодательных норм определена процедура обжалования случаев, когда в местной администрации не дают разрешение на строительство. Вынесенное уполномоченной инстанцией решение можно оспорить в досудебном порядке или через обращение в судебный орган.

Отказ можно с уверенностью считать незаконным, если заявителем были предоставлены все требуемые законодательством бумаги, а представители администрации не дали обоснования своему отрицательному решению. В любых случаях, помимо шести, перечисленных выше, вынесение неудовлетворительного решения местной администрацией можно считать незаконным и оспаривать.

При досудебном разрешении проблемы заявитель направляет в местную администрацию официальное письмо с требованием о признании действий конкретного уполномоченного сотрудника противоречащими законодательным нормам. Чтобы признать действия руководства противоречащими законодательным нормам, следует обращаться в представительство местной администрации.

Руководство районной администрации рассматривает заявки об оспаривании отказов в выдачеразрешений на строительство в течение пяти рабочих дней. Помимо самого заявления, уполномоченное лицо внимательно изучает основания, которыми аргументировала отрицательное решение местная администрация.

Процесс рассмотрения заявки может иметь два исхода:

  • вынесение отказа и подробное описание мотивации для принятия подобного решения;
  • принятие требований заявителя во внимание с последующей отменой решения местной администрации и вменением уполномоченному лицу обязанности выдать разрешение на строительство в определенные сроки.

Если у гражданина возникают сомнения по поводу адекватности результатов рассмотрения заявления, то действия руководства инстанции могут быть обжалованы через вышестоящее руководство. В данном случае. Проверка содержащейся в жалобе информации будет носить коллегиальный характер.

После рассмотрения претензии специальной коллегией, заявитель получит подробный письменный ответ.

На практике становится очевидно, что механизмы досудебного разрешения проблемы являются более доступными для населения. Если результаты подобных мероприятий не удовлетворяют заявителя, он имеет возможность обратиться в судебную инстанцию в поисках справедливости.

Заявителю вовсе не обязательно начинать урегулирование конфликта с досудебной стадии. Если он придерживается соответствующей позиции, обжалование может сразу происходить в рамках судебного заседания. Чтобы предъявить требования и получить шанс на их удовлетворение, важно корректно установить ответчика.

Изменения в отказах на разрешение на строительство в 2018 году

2018 год не внес существенных изменений в практику выдачи отказов в предоставлении разрешения на строительство. Правовые основы предоставления разрешений на строительство жилых объектов приведены в статье 51 ГрК РФ. Определенные изменения начнут действовать с 2021 года

П. 18 ст. 1 вступает в силу с 01.01.2021.

18) статью 51 дополнить частью 3.2 следующего содержания: “3.2.

Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о границах территориальных зон, в которых расположены земельные участки, на которых планируются строительство, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района и объектов капитального строительства на земельных участках, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются).”;

В текущем году прекращает свое действие так называемая «дачная амнистия». Разрешение не требуется для объектов, возведенных до указанной даты, при условии, что заявитель успеет подать документы на государственную регистрацию.

В подобных случаях в качестве единственной бумаги, подтверждающей создание жилой постройки и содержащей ее детальное описание, будет выступать экземпляр кадастрового паспорта. Если же документы на регистрацию будут направлены позже 1 марта 2018г.

, то отсутствие разрешения на строительство станет серьезной преградой для успешного прохождения процедуры. Само разрешение превратится в необходимый документ, отказаться от получения которого уже не представляется возможным.

В прочих моментах, процедура выдачи разрешения на возведение капитальных жилых построек будет практически идентична прошлым годам.

Профессиональная помощь

Если вы столкнулись с предоставлением отказа в выдаче разрешения на строительство и не знаете, как урегулировать ситуацию, мы будем рады вам помощь.

Профессиональные сотрудники нашей компании обладают колоссальным опытом в урегулировании подобных конфликтов.

Мы не боимся самых сложных дел и готовы оказать профессиональную помощь даже тем клиентам, которые уже получили отказ в местной администрации. Об услуге можно почитать – тут

Посетите первую бесплатную консультацию у ведущих специалистов нашей компании уже завтра. Оставьте заявку через наш сайт, и мы сами перезвоним вам, чтобы назначить встречу. После детального изучения документации представитель компании подготовит экспертное заключение о перспективах выдачи разрешения на строительство в конкретном случае.

На всех этапах получения необходимой документации мы сопровождаем своих клиентов, чтобы уберечь от возможных ошибок. Колоссальный опыт взаимодействия с административными структурами позволяет оперативно находить выход из сложившейся ситуации и исправлять недочеты, допущенные ранее клиентом или другим специалистом.

Чем опасны многочисленные попытки самостоятельно урегулировать ситуацию? Отсутствие минимального багажа профильных знаний и всей необходимой документации каждый раз приводит заявителя к получению отказа.

В результате, вы теряете финансы и еще более ценный ресурс под названием время. Взаимодействие с профессионалами из нашей компании позволит установить справедливость в рекордные сроки, что немаловажно для многих наших клиентов.

Все о разрешении на строительство ИЖС

Статистика проведенных работ по получению разрешения на строительство в период 2016-2018 год

Год Количество Взялись после отказа Решение положительное в досудебном порядке Решение положительное в судебном порядке
20161472313215
2017265482587
20183212320

Отзывы наших клиентов

Для этой статьи мы отобрали несколько отзывов за 2017-2018 год. Клиенты, которые обратились к нам после отказов в получении разрешения на строительство:

Сканированное изображение (Кликабельно) Текст отзыва
Ф.И.О: Семенцов Роман Аркадьевич Дата заключения договора: 23 ноября 2017г Дата завершения договора: 15 февраля 2018г Вид оказанных услуг: помощь в отказе выдачи разрешения на строительство, полное оформление дома. До обращения к вам, меня сильно подвела другая компания и не вернула деньги. Доверие было на нуле, но ваш метод работы, поэтапная оплата постепенно возвращали меня к уверенности, что есть еще профессионалы, поскольку думал, что дом уже под снос или будут штрафы. Весь интернет об этом говорит, но теперь я спокоен.
Ф.И.О: Кириемко Олег Дата заключения договора: 14 декабря 2017г Дата завершения договора: 21 марта 2018г Вид оказанных услуг: помогли с отказом в администрации в выдаче разрешения на строительство. Самое положительное впечатление. Главное помогли оформить дом. Что понравилось: офис и менеджер Елизавета. Что не понравилось: не увидел недостатков. Пожелания и рекомендации: не могу быть советчиком
Ф.И.О: Доценко Роман Олегович Дата заключения договора: 14 ноября 2017г Дата завершения договора: 01 февраля 2018г Вид оказанных услуг: помогли решили вопрос с отказом в разрешении на строительство, оформили дачу. Хорошее. Звонили, извещали и держали в курсе. Менеджерам спасибо. Что понравилось: все ок. Что не понравилось: много подписывать документов.
Ф.И.О: Землянская Марина Сергеевна Дата заключения договора: 10 декабря 2017г Дата завершения договора: 16 февраля 2018г Вид оказанных услуг: помощь при отказе при согласовании с аэропортами и отказ в разрешении на строительство. Обратилась в компанию в «Мосземком», чтобы заказать разрешение на строительство. Очень тщательно подошли к делу. Проконсультировали, рассказали какие проблемы могут возникнуть. Подписали договор, начали делать. Оказалось, что в конце декабря нужно делать согласование с аэропортами. Специалисты сразу же связались со мной и объяснили очень подробно что и как нужно делать. Сначала получила отказ (не зная про аэропорт), потом в связи с этим, специалисты «Мосземком» помогли грамотно и правильно подать документы. Выражаю огромную благодарность. Что понравилось: отзывчивые сотрудники, помогают и консультируют на всех этапах.
Ф.И.О: Пропелов Николай Викторович Дата заключения договора: 04 ноября 2017г Дата завершения договора: 23января 2018г Вид оказанных услуг: помощь в получении разрешения на строительство в г. Химки. Из множества компаний, именно вы согласились решить мою проблему с аэропортами. Пытался сначала сам согласовать с Шереметьево, но самому нереально. И слава Богу я нашел вашу компанию! Поэтому я вам искренне благодарен! Что понравилось: полное разъяснение ситуации и в ходе выполнения работы отзванивались на каждом шагу и держали в курсе.
Ф.И.О: Акритин Егор Олегович Дата заключения договора: 15 декабря 2017г Дата завершения договора: 28 февраля 2018г Вид оказанных услуг: помогли было выполнено согласование с аэропортами и выдача разрешения на строительство. Нужно было получить разрешение на строительство, но получив градостроительные план земельного участка я наткнулся на согласование с аэропортами… И тут процесс получения разрешения просто встал. Тогда я и решил обратиться к вам за помощью. Компания «Мосземком» получила разрешение на строительство всего за 3 месяца, включая аэропорты. Говорю вам, СПАСИБО! Что понравилось: срок выполнения.
Ф.И.О: Салантьев Виктор Афанасьевич Дата заключения договора: 30 ноября 2017г Дата завершения договора: 02 марта 2018г Вид оказанных услуг: согласование с аэропортом Домодедово. Столкнулся в процессе получения разрешения на строительство с проблемой согласования с аэропортом Домодедово. Что понравилось: сотрудник Александр уверил, что могут согласовать необходимые документы с аэропортом- не обманул. Все в срок.
Ф.И.О: Володин Алексей Иванович Дата заключения договора: 28 ноября 2017г Дата завершения договора: 26 марта 2018г Вид оказанных услуг: помогли разрешение и узаконивание строений. Получали разрешение на строительство и ставили на учет баню. Всплыло согласование с аэропортом Черное. Ребята оперативно согласовали и поставили дома на учет. Что понравилось: быстро и за вменяемые деньги. Что не понравилось: сюрприз с «Черным», но ребята оказались ни при чем и помогли.
Ф.И.О: Кириемко Олег Дата заключения договора: 14 декабря 2017г Дата завершения договора: 21 марта 2018г Вид оказанных услуг: помогли с отказом в администрации в выдаче разрешения на строительство. Самое положительное впечатление. Главное помогли оформить дом. Что понравилось: офис и менеджер Елизавета. Что не понравилось: не увидел недостатков. Пожелания и рекомендации: не могу быть советчиком

по теме: Никитин “получение разрешения на строительство по стране должен занимать не более ста дней”. Андрей Никитин, генеральный директор Агентства стратегических инициатив.

онлайн заявка

Источник: https://moszem.com/ne-daut-razreshenie-na-stroitelstvo/

Правила оформления разрешения на строительство индивидуального жилого дома в 2020 году

О том, как фабрика добилась разрешения администрации на строительство через суд

Желая возвести собственный дом, необходимо оформить разрешение на строительство. Не имея этого документа, можно остаться без долгожданного жилища и вложенных в него денег. И с ворохом штрафов, выписанных за самовольную постройку.

Обладание участком земли еще не означает, что собственник вправе застраивать его по собственному желанию, без оглядки на законодательные ограничения.

Как получить разрешение на строительство дома, подробно рассказывает Градостроительный кодекс, а точнее – статья 51.

Зачем и кому потребуется разрешение

Выданное государством разрешение подтверждает:

  • разработанный строительный проект учитывает все требования градостроительных законов;
  • дом возводится на земельном участке, категория которого не запрещает его постройку.

Получение разрешения на строительство убережет владельца нового дома от его сноса. Также за возведение постройки без документа «строитель» получит административный штраф. Для физических лиц предельный размер достигает 5 000 рублей (статья 9.5 КоАП).

Даже если дом будет достроен, и власти не заметят его незаконного возведения, хозяин столкнется с серьезными проблемами:

  • возникнут сложности с оформлением жилого строения в собственность, без чего владелец сможет в нем жить, но не получит права им распоряжаться (завещать, продать, оформить дарение);
  • дом не удастся подключить к газовым, водным и иным коммуникациям.

Разрешение требуется не на любую постройку. В законе (статья 51 Градостроительного кодекса) перечислены виды строений, которые могут появиться на земельном участке без этого документа. Брать разрешение на строительство не нужно:

  • на дачные/садовые домики;
  • на гаражи, сараи и другие хозяйственные постройки;
  • на навесы, небольшие киоски и прочие некапитальные объекты.

Скачать документ (GrK-st-51.doc, 287KB)

Оформление разрешения на строительство обязательно, если строящийся дом является капитальным строением, которое возводится на землях определенной категории, выданных россиянам-застройщикам:

  • под малоэтажное жилищное строительство (МЖС);
  • под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС);
  • для ведения подсобного хозяйства для личных нужд.

Кого уполномочили оформлять строительные разрешения

Чтобы получить разрешение на строительство частного дома, следует обратиться в соответствующий комитет при местной администрации. Оформлением занимается служба государственного строительного надзора и экспертизы (Госстройнадзор), но возможны и иные наименования уполномоченного ведомства.

Выдача разрешения на строительство происходит по месту расположения земельного участка, на котором строится объект, а не по месту жительства застройщика.

Индивидуальный застройщик имеет право оформить разрешительную бумагу, лично обратившись к чиновникам или сотрудникам МФЦ.

Также он может действовать через представителя, составив на него доверенность, или удаленно – через электронный сервис.

Чтобы воспользоваться последним вариантом взаимодействия с государственными органами, необходимо предварительно создать себе электронную подпись и зарегистрироваться на сайте (понадобятся сканы паспорта и иных бумаг).

Разрешение выдается уполномоченными лицами в единственном экземпляре.

Комплект документов

Перед тем, как получить разрешение на строительство дома на собственном участке, нужно подготовить комплект документов. На их основе будет приниматься решение чиновников об оформлении требуемого разрешения.

Какие документы нужны, зависит от типа постройки. В большинстве случаев граждане запрашивают бумагу для возведения ИЖС. Тогда перечень документов небольшой:

  • заявление с просьбой о выдаче разрешения;
  • правоустанавливающее свидетельство (выписка из реестра, договор аренды или купли-продажи);
  • градостроительный план застраиваемого участка земли;
  • составленная (самостоятельно или специалистами) схема планировочной организации участка.

Эти документы для получения разрешения на индивидуальное строительство представляются в том случае, если строящийся дом соответствует установленным параметрам:

  • не выше 3-х этажей;
  • возводится для проживания 1 семьи.

О градостроительном плане следует позаботиться заранее – он изготавливается в течение 30 дней. Выдают его в местной администрации. Юристы предупреждают, что чиновники незаконно требуют от заявителей кипу различных документов для получения данного плана. Например, просят: провести свежую топосъемку участка, сделать справку, что дом не возводится на землях культурного наследия и т.д.

Подобные бюрократические требования излишни, так как статус земельного участка и прочие вопросы уполномоченный орган должен уточнять самостоятельно. В обязанности застройщика входит лишь подача заявления о выдаче ему градостроительного плана. Даже ксерокопию документа о праве на застраиваемый участок он прикладывает по собственному усмотрению (лучше это сделать).

На планировочной схеме указывается, где на участке будет стоять дом. Считается, что лучше доверить ее составление специалистам, так как ошибки чреваты отказом в выдаче разрешения. Но заявитель вправе оформить схему самостоятельно, воспользовавшись копией кадастрового плана. На ней можно графически изобразить предполагаемое месторасположение постройки.

Цена вопроса и сроки

Разрешение оформляется бесплатно. Но застройщик понесет расходы на подготовительном этапе к данной процедуре. Например, если по настоянию чиновников заказывает оформление планировочной схемы или иных документов, производит топосъемку и т.п.

Если гражданин решит полностью переложить функции по оформлению участка на коммерческую организацию, то ему придется оплатить ее услуги (в среднем сумма составит около 50 000 руб.). Обращаясь в такую компанию, следует проверить, есть ли у нее лицензия на оказание подобных услуг.

Когда индивидуальный дом будет достроен, то его нужно будет оформить в Росреестре как собственность застройщика. За данную госуслугу гражданин заплатит госпошлину в размере 350 рублей.

Предоставление разрешения происходит через 10 дней после подачи пакета документов в уполномоченный орган. Если чиновники найдут причину для отказа, они должны письменно ее обосновать.

Чаще всего основанием для отказов служит либо неполный комплект переданных в ведомство бумаг, либо их несоответствие градостроительным требованиям или техническим нормативам.

Несогласный с отрицательным решением гражданин вправе обратиться в суд для его пересмотра.

Срок действия разрешения – 10 лет. За это время дом должен быть построен и введен в эксплуатацию. При необходимости действие документа можно продлить. Однако в этом будет отказано, если за 10-летний период индивидуальный застройщик не приступил к возведению дома.

Разрешение на строительство индивидуального жилого дома привязано к определенному строению, а не конкретному застройщику.

Нередко бывает, что, получив разрешительный документ, он вскоре утрачивает интерес к постройке и решает ее продать в недостроенном виде. В этом случае новому владельцу не надо оформлять другое разрешение для строительства дома.

Действующий документ передается ему бывшим собственником вместе с другими бумагами на дом и участок, и он вправе им воспользоваться.

https://www.youtube.com/watch?v=u8pyegLE1ZM

Получение разрешительного документа – необходимая процедура для тех, кто решил поселиться в собственном доме. Несмотря на то, что хождение по бюрократическим инстанциям отнимает у застройщика время, она вполне оправдана. Выдавая разрешения на строительство, государство препятствует хаотичной и опасной застройке, внося в этот процесс относительный порядок.

Источник: https://law247.ru/civil/razreshenie-na-stroitelstvo/

Выданное с нарушением закона разрешение на строительство. Отмена разрешения на строительство через суд

О том, как фабрика добилась разрешения администрации на строительство через суд

Прежде чем построить объект, застройщику необходимо решить земельный вопрос. Если участок находится в собственности муниципалитета, его можно взять в аренду или выкупить. Когда земля оформлена, самое время собирать документы для получения разрешения на возведение объекта, которое по муниципальным участкам также готовится местной администрацией.

Для получения заветной бумаги необходимо собрать серьезный пакет документов, в том числе подтвердить свое право на использование участка. Это может быть свидетельство о праве собственности, договор аренды застраиваемого участка и т.п.

Если все документы в порядке, то в установленные сроки выдается разрешение, позволяющее компании начать стройку. Но на этом этапе достаточно часто встречаются ситуации, когда администрация отменяет ранее выданное разрешение в связи с наличием при его принятии серьезных нарушений закона. В таких случаях единственный выход — идти с жалобой в суд.

Так случилось с одной компанией города Златоуста.

Жалоба на действия городской администрации, отменившей свое разрешение на строительство, была признана правомерной первой, апелляционной и кассационной инстанциями.

Муниципалитет отстаивал свою позицию до последнего, дело дошло до Верховного суда РФ. Он указал, что нижестоящие суды неправильно применили нормы права, и дело вернулось 24 апреля 2018 г. к началу своего пути.

Обстоятельства судебного спора и этапы его прохождения по инстанциям

Златоустовская администрация (далее — Администрация) в мае 2014 г. распорядилась передать в аренду Обществу земельный участок с целевым назначением «для организации отдыха населения». Участок имел площадь 30 тыс. кв. м и располагался на землях населенных пунктов. Муниципалитет подготовил соответствующий договор и передал Обществу участок в аренду для указанных в распоряжении целей.

Через три месяца Администрация внесла в документ изменения, поменяв целевое назначение участка на «строительство объектов для организации отдыха населения». В указанной части стороны внесли дополнения в договор в сентябре 2014 г.

Общество в этом же месяце обратилось в муниципалитет с просьбой изменить Генплан города и План землепользования и застройки. В заявлении компания указала на необходимость замены лесной зоны на зону, предназначенную для коттеджной и усадебной застройки в отношении арендованного участка.

Заявление было рассмотрено комиссией, итоговый протокол Администрация утвердила своим распоряжением в октябре 2014 г.

Через месяц было издано постановление, которым назначены публичные слушания по изменению карты градостроительного зонирования города.

После завершения слушаний Собрание депутатов утвердило измененный Генплан и Правила землепользования. Зона для коттеджной застройки была увеличена за счет предоставленного Обществу участка.

В марте 2015 г. Администрация утвердила градостроительный план для участка с указанием в нем вида разрешенного использования — для постройки объектов под организацию отдыха населения.

Разрешение на строительство Общество получило в августе 2015 г. сроком действия на один год. Однако в марте 2016 г. Администрация отменила его из-за допущенных нарушений при выдаче.

Не согласившись с распоряжением Администрации об отмене разрешения на строительство (далее — распоряжение), Общество обжаловало его в арбитраж.

Итогом рассмотрения иска стало решение АС Челябинской области от 25.02.2017 г. о признании недействительным спорного распоряжения.

Жалоба, поданная Администрацией в апелляцию, а затем — в кассацию, не изменила решения суда первой инстанции. Последней инстанцией в данном деле являлся Верховный суд РФ. Дело было передано для рассмотрения в судебную коллегию по экономическим спорам 16 марта 2018 г., которая усмотрела в выводах нижестоящих судов нарушения материального права.

Какими нормами руководствовались нижестоящие суды?

Как было указано в решениях, в спорном акте не имелось указания, на каком из оснований, перечисленных в п. 21.2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ), Администрация решила отменить выданное разрешение на строительство. Указанное, по мнению судов, привело к нарушению изданным распоряжением прав Истца в экономической сфере.

Суды указали, что вопросы, связанные с порядком предоставления Обществу участка, необходимо было решать при заключении договора аренды и оформления градостроительного плана участка. Так как договор и допсоглашение к нему прошли госрегистрацию в реестре недвижимости, суды признали незаконным принятие Администрацией спорного распоряжения.

Муниципальный участок под застройку передается в аренду только через открытые торги

Правила передачи участков, принадлежащих государству или находящихся в муниципальной собственности, отражены в статьях 30-32 ЗК РФ. Соблюдение процедуры, прописанной в законе, обеспечивает справедливое и эффективное распоряжение собственностью.

Из документов следовало следующее:                                                    

  • Спорный участок поставлен государством на кадастровый учет в 2014 году.
  • Муниципалитет передал землю Обществу для целей, отличных от строительства, в связи с чем проведение торгов не требовалось.

Но нижестоящие суды не учли, что процедура передачи участка под застройку связана с применением иных правил.

Таким образом, заключая допсоглашение об изменении назначения земли, стороны фактически попытались обойти законодательство и оформить арендные отношения без проведения публичных торгов.

Кроме того, судьи не отразили свое мнение относительно довода Истца о том, что в арбитраже находилось иное дело, связанное с недействительностью спорного распоряжения. В АС Челябинской области обратился областной прокурор к Администрации и Обществу с требованием о признании распоряжения недействительным и другими сопутствующими заявлениями, вытекающими из правоотношений сторон.

Причина возврата дела на повторное рассмотрение

Получение разрешения на строительство означает, что имеющаяся у застройщика проектная документация соответствует градостроительному плану участка и дает ему право возводить на нем объекты недвижимости. Чтобы получить разрешение, необходимо собрать комплект документов, среди которых закон называет правоустанавливающие документы на землю (п. 1 ст. 7 ГрК РФ).

Нижестоящие суды в качестве таких документов указали зарегистрированные в регпалате договор аренды и допсоглашение к нему, что подтверждало наличие у Общества соответствующих прав на землю. Но суды не учли, что изначально участок имел целевое назначение «для организации отдыха населения», а не для строительства.

Согласно земельному законодательству, у любого участка имеется целевое назначение. Выходить за пределы данного назначения землепользователь не вправе.

На определение правового режима участка влияет его категория, вид и цели использования, а также отнесение его к определенной зоне. В ст.

85 ЗК РФ содержится право каждого землепользователя выбирать вид разрешенного использования в рамках допустимых вариантов внутри конкретной территориальной зоны. Но применять данную норму надлежит только во взаимосвязи с другими нормами права.

Реализовать свое право на пользование землей можно через оформление права аренды. Данное право отражается в договоре одновременно с фиксацией вида использования земельного участка.

Как следует из п.1 ст. 615 ГК РФ, пользоваться арендованной землей допускается в точном соответствии с договором. Если в тексте соглашения отсутствует указание на цель использования, то арендатор должен учесть установленное в официальных документах назначение земли.

Таким образом, если назначение участка меняется, то обязательно следует изменение условий заключенного договора. Лицо, предоставившее участок в аренду, не может своевольно изменять назначение участка. При решении данного вопроса оно обязано соблюдать законодательно установленный порядок его предоставления.

Когда нижестоящие суды посчитали возможным изменение цели использования участка на «строительство объектов для отдыха населения» посредством подписания допсоглашения к договору аренды, они не учли, что порядок предоставления участков для новой и существующей цели различен.

Основная мысль судебных актов, принятых по данному спору, сводилась к тому, что у Администрации не было законных причин для отмены распоряжения, так как ГрК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев для подобных действий. Ни к одному из данных случаев сложившаяся ситуация не подходила.

В то же время Закон № 131-ФЗ позволяет муниципалитету отменить или временно прекратить применение изданного им же правового акта (ст. 48). Правда, отменить свой акт Администрация могла только при условии, если данными действиями никому не причинялся вред.

Несмотря на указанные правовые нормы, констатировал ВС РФ, суды были обязаны изучить процедуру передачи земли под застройку, оценить доводы Истца о разрешении строительства в отсутствии соответствующих прав на землю у Ответчика. Указанное явилось причиной для передачи дела на повторное изучение и принятие законного судебного акта.

Выводы

Отмена разрешения на строительство возможна только по указанным в ГК РФ основаниям. Но в правоприменительной практике встречаются случаи, когда решение муниципалитетом было принято незаконно.

В таких случаях ни одно из прописанных в Кодексе оснований не подходит к возникшей ситуации. В таком случае муниципалитет может сослаться на предоставленное ему законом право самостоятельной отмены ранее принятых актов, если они были выданы с нарушением.

Прекращение разрешения на строительство возможно только в исключительных обстоятельствах

Уполномоченный орган может отозвать только тот ненормативный Акт, который не соответствует действующему Законодательству.

В ч.21.1 ст.51 ГК РФ даны снования, которые могут послужить причиной для прекращения разрешения на строительство:

  • право собственности или иное право на участок земли, на котором осуществлялось строительство, прекратилось в принудительном порядке.

    К этому условию относится и изъятие земли для государственных нужд;

  • отказ от права собственности или иного права на землю;
  • физическое или юридическое лицо произвело процедуру расторжения договора аренды, дающего право пользования землей;
  • было прекращено право пользования недрами, если разрешение выдавалось на осуществление строительства или реконструкции объекта на участке, который был предоставлен пользователю недр и необходимом для проведения работ, касающихся использования недр.

Как показывает практика, уполномоченный орган вправе отозвать разрешение, если были обнаружены существенные нарушения в процессе его выдачи. Этому могут послужить следующие причины:

  • отсутствуют документы, подтверждающие право на землю;
  • истек срок договора аренды на землю;
  • несоответствие вида разрешенного использования земли;
  • в проектной документации отсутствуют определенные разделы, что приводит к несоответствию документа положению о составе проектной документации;
  • нарушение санитарных норм в процессе проектирования;
  • в результате экспертизы проектной документации было принято отрицательное решение;
  • нарушена процедура выдачи разрешения.

Возможны ли другие причины прекращения разрешения на строительство?

Неоднозначный ответ дает практика Арбитражных Судов. С одной стороны в ГК дан полный перечень обстоятельств, позволяющих отозвать разрешение. При его прекращении уполномоченный орган должен ссылаться на установленные законом конкретные обстоятельства.

Есть иная позиция: нарушение норм ст.51 ГК позволяет отозвать разрешение независимо от других причин, перечисленных в п.21.1 вышеуказанной статьи. При таком решении арбитражные суды ссылаются на специальные основания, которые указывают на правомерность отзыва разрешения, если впоследствии возникли причины, которые препятствуют строительству. 

Вопрос-ответ

Вопрос: “Может ли администрация отменить выданный градостроительный план земельного участка?”

Ответ: Не исключено, что орган местного самоуправления может принять решение об отмене выданного ГПЗУ. 

Утвержденный проект планировки территории рассматривается в каждом случае отдельно.

Также нужно понимать – подобный акт не является нормативно-правовым документом, поэтому может быть оспорен при обращении в Арбитражный Суд со ссылкой на гл. 24 Арбитражно-процессуального Кодекса РФ, а именно руководствуясь ст. 198-200.

Спор в Суде рассматривается и с учетом положений Градостроительного Кодекса РФ, где четко прописаны правила регулирования градостроительных отношений.

Отзыв выданного разрешения на строительство, то есть аннулирование ГПЗУ, нарушает законные права и интересы физического или юридического лица.

Но объективной причиной подобной отмены может быть нахождение участка на границе с объектом культурного наследия. Также причиной может послужить незаконная выдача разрешения.

Как вариант, могут быть приняты к сведению возражения жителей близлежащих домов относительно планируемой застройки.

Вопрос: “Имеет ли право администрация отменить разрешение на строительство без участия суда?”


Ответ: Статья 51 Градостроительного кодекса РФ, точнее пункт и подпункты 21, говорят на каком основании и как предусмотрено прекращение разрешения на строительства. В статье определено следующее:

Тот, кто выдал разрешение на строительство, имеет полное право его отозвать, ссылаясь на пункты статьи приведенной выше.

Администрация или иные органы, уполномоченные в выдаче разрешения, имеют полное право отозвать разрешение на строительство без привлечения суда.

К примеру, создается приказ, который отменяет действующее разрешение на строительство, но опять же ссылаясь на статью закона.

Встречаются случаи, когда разрешение получено и большая часть объекта уже построены, а возможно уже завершено само строительство, но администрация отзывает разрешение.

В таком случае необходимо сначала получить официальный отказ, Вам выдадут копию приказа или второй экземпляр и с ним уже нужно будет обратиться в суд. Как правило, если нарушения незначительны или их можно устранить без сноса постройки, то суд всегда на стороне истца.

В любом случае, администрация может только отозвать разрешение на строительство, а вот вопрос о сносе решает уже суд.

Количество показов: 1483

20.03.2019

Источник: https://ce-na.ru/articles/obshchiy-razdel/razreshenie-na-stroitelstvo-vydannoe-s-narusheniem-zakona-dolzhno-byt-otmeneno/

Об успешном бизнесе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: