Организации с высоким налоговым риском

Содержание
  1. Налоговики пополнили критерии ведения деятельности с высоким налоговым риском
  2. Однодневка – не обязательный элемент нового критерия
  3. Посредник между взаимозависимыми лицами увеличивает риск
  4. ошибка – очевидная бесполезность агента
  5. Критерии налогового риска — Эльба
  6. Для чего проводят налоговые проверки?
  7. Какие бывают виды налоговых проверок?
  8. Можно ли избежать выездных проверок?
  9. Для всех ИП и ООО
  10. Для УСН «Доходы минус расходы» и ОСНО
  11. Для плательщиков НДС
  12. Только для ОСНО
  13. Выводы
  14. Налоговые риски – оценка, какие бывают и как их снизить
  15. Классификация налоговых рисков
  16. Оценка налоговых рисков
  17. Почему рисками нужно управлять
  18. Можно ли снизить угрозы налоговых потерь
  19. Налоговая призналась: есть 12 поводов, чтобы проверить бизнесмена
  20. Регулярные убытки
  21. Низкая зарплата работников
  22. Игнорирование запросов инспектора
  23. Миграция между налоговыми инспекциями
  24. Работа через цепочку посредников
  25. Деятельность с высоким налоговым риском
  26. Показатели на спецрежимах близки к предельным
  27. Налоговый вычет по НДС выше 89%
  28. Уровень рентабельности организации на 10% ниже нормы
  29. Расходы организации растут быстрее доходов
  30. Расходы ИП близки к доходам
  31. Что говорят бизнесмены
  32. Как компании снизить налоговые риски
  33. Классификация по видам
  34. Действующие критерии оценки
  35. Самостоятельный контроль

Налоговики пополнили критерии ведения деятельности с высоким налоговым риском

Организации с высоким налоговым риском

В конце 2012 года Концепция планирования выездных налоговых проверок, утвержденная приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@, была дополнена положением, согласно которому большинство налогоплательщиков удостоятся пристального внимания проверяющих.

К четырем способам ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, перечисленным в приложении № 5 Концепции*, добавили посреднические сделки – пятый способ. Речь идет о посредниках, фактически не осуществляющих хозяйственную деятельность.

С текстом дополнений можно ознакомиться на сайте ФНС России. О сути их мы и поговорим в данной статье.

* Подробнее о способах ведения деятельности с высоким налоговым риском читайте в статье «ФНС России разработала новый критерий оценки налоговых рисков» в ПНП № 12, 2008.

Однодневка – не обязательный элемент нового критерия

Налоговики уточняют, что речь не обязательно идет об однодневках. По мнению проверяющих, достаточно, чтобы посредник был привлечен для создания видимости осуществления реальной финансово-хозяйственной деятельности. При этом не имеет значения его юрисдикция – внимание будут обращать как на российские, так и на иностранные компании.

Претензии к реальным посредникам на первый взгляд могут показаться странными. Необоснованная налоговая выгода должна доказываться во взаимосвязи отношений сторон, с рассмотрением, в том числе, налоговой нагрузки каждой участвующей в сделке организации. Если посредник уплачивает все налоги с полученного вознаграждения, о какой незаконной оптимизации налогов у принципала может идти речь?

ФНС в качестве пояснения своей позиции приводит схему, в соответствии с которой, несмотря на оформление агентского договора, принципал сам осуществляет агентские функции.

В этом случае реальный посредник необходим для увеличения суммы расходов агента.

Если такой посредник не осуществляет никакой деятельности, при этом применяет УСН, то налоговая выгода очевидна – сумма выводится из-под налогообложения ставкой 20 процентов и облагается ставкой 6 или 15 процентов.

Однако отметим, что наличие такого посредника выгодно, только если он является «дружественным» для агента.

Следовательно, защита компании в этой ситуации в первую очередь сводится к доказыванию отсутствия именно у нее налоговой выгоды от таких взаимоотношений.

Это проще сделать в ситуации, когда компания-принципал не просто признала расходы, а и фактически понесла их – осуществила оплату. При этом ее связь с посредником не прослеживается.

Посредник между взаимозависимыми лицами увеличивает риск

Заметим, что кроме агентских отношений ФНС также относит к сделкам с высоким налоговым риском и выстраивание цепочек контрагентов. И в этой связи интерес представляют признаки, которые, по мнению налоговиков, свидетельствуют о «формальности» взаимоотношений сторон. В Концепции они не указаны.

Для выявления таких признаков в первую очередь обратимся к соответствующим положениям о трансфертном ценообразовании. Их анализ позволяет заключить, что рассматриваемые изменения Концепции являются логическим продолжением действующих с прошлого года изменений первой части НК РФ.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 105.14 НК РФ, все сделки типа «взаимозависимое лицо – посредник – взаимозависимое лицо» признаются контролируемыми, если посредники:

  • не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации товаров (работ, услуг) одним лицом другому лицу;
  • не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для выполнения своих функций.

Таким образом, при работе с посредником необходимо обращать внимание на указанные критерии. Включение посредника в схему работы между российскими взаимозависимыми лицами автоматически делает эти сделки контролируемыми.

Отсутствие в такой же ситуации посредника влечет контролируемость у взаимозависимых россиян только при наличии определенных условий, которым большинство представителей среднего и мелкого бизнеса удовлетворять не будут.

Поэтому претензии ФНС к посредникам выглядят в такой ситуации логичными.

ошибка – очевидная бесполезность агента

Опасаться дополнений в Концепцию стоит не только взаимозависимым лицам. Пятый способ ведения хозяйственной деятельности с повышенным налоговым риском могут разглядеть в практике любого налогоплательщика. Опасные маркеры для общих случаев можно почерпнуть из арбитражных дел. Кроме того, нелишне будет выявить тенденции рассмотрения дел по сходным претензиям налоговиков.

Судебная практика по вопросам об экономической обоснованности привлечения агентов достаточно противоречива. Даже при условии отсутствия признаков недобросовестности налогоплательщиков – участники платят налоги, являются действующими организациями.

Отрицательная практика достаточно обширна и представлена постановлениями Президиума ВАС РФ. К примеру, в постановлении от 14.02.12 № 12093/11 было рассмотрено дело с участием агента-иностранца.

Он обязался совершать действия по поиску покупателей на территории Украины на продукцию, выпускаемую обществом. Решение было принято не в пользу компании. Расходы на вознаграждения признали экономически не оправданными.

Арбитры указали на отсутствие отчета, из содержания которого усматривалось бы участие агента в поисках покупателей, ведении переговоров, заключении договоров.

И сочли не раскрытой роль агента в содействии обществу по реализации продукции либо в осуществлении иных действий в интересах принципала. Ценность данного решения и в том, что Президиум ВАС РФ обозначил признаки «формальности» агентского договора. На них стоит обратить внимание:

  • взаимоотношения с покупателем существовали еще до заключения контракта. Это подтверждали, в частности, отчеты о командировках;
  • инициатором заключения сделки была иностранная компания – покупатель;
  • контракт заключен при участии должностных лиц общества и покупателя, которые и вели переговоры;
  • для решения технических вопросов сотрудники общества неоднократно направлялись в командировку к покупателю.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 08.11.11 № 7780/11 обществу отказано в признании расходов и вычете НДС по сумме агентского вознаграждения. Суд счел не раскрытой роль агента и признал фиктивным договор на основании ряда признаков:

  • сумма вознаграждения составляла более половины оптовой цены поставленного газа;
  • агент имел признаки однодневки, и переведенные ему средства обналичивались;
  • договором на поставку газа не предусматривалось участие агентов, в том числе для дополнительных поставок;
  • поставщик газа не подтвердил факт переговоров с агентом относительно сверхлимитной поставки – заявки на дополнительные объемы направлялись самим налогоплательщиком, о чем свидетельствовали факсограммы;
  • законодательное регулирование поставки газа имеет свои особенности и не предусматривает при наличии действующего договора поставки привлечение посреднических организаций для оказания различного рода услуг в этой области.

Источник: http://www.NalogPlan.ru/article/2921

Критерии налогового риска — Эльба

Организации с высоким налоговым риском

Проверки — головная боль для предпринимателя: они грозят штрафами и доначислениями налогов. В статье разберем, какие бывают виды проверок, можно ли их предупредить и как понять, что вы рискуете внезапной встречей с сотрудниками налоговой.  

Для чего проводят налоговые проверки?

Предприниматели намеренно занижают показатели, чтобы уменьшить налоги. Налоговая изучает сведения о налогоплательщиках и ищет тех, кто её обманывает. Ей помогают разные программы, например для поиска нарушений по НДС — АСК-НДС.

Какие бывают виды налоговых проверок?

Основных видов два: камеральная и выездная.

  1. Камеральная проверка проходит каждый раз после сдачи декларации — и обычно незаметно. Инспектор изучает сведения о компании в своём кабинете. Если возникают вопросы, он присылает предпринимателю требование о предоставлении пояснений или документов.
  2. Выездная проверка проходит у предпринимателя «в гостях». Сотрудники налоговой изучают предприятие, смотрят документы, беседуют с руководителем и его сотрудниками. Предприниматели обычно боятся именно таких «налоговых мероприятий».

Выездная проверка — тщательное исследование, которое занимает много времени. Все компании проверить невозможно. Поэтому налоговая выбирает самых подозрительных налогоплательщиков. Она следует определённым критериям, о которых мы расскажем ниже.

Можно ли избежать выездных проверок?

Налоговая не тратит время на компании, которые ведут себя законопослушно. Если честно платить налоги и сдавать отчётность без ошибок — вряд ли вами заинтересуются.

Предпринимателям, которые только начали вести бизнес, тоже не о чём переживать. С новой компании пока что нечего взять. Да и зачем налоговой торопиться: срок давности по налоговым нарушениям — три года. Инспекторам выгоднее искать нарушения сразу за несколько лет.

На 100% от проверок не застрахован никто. Чтобы подсчитать риск «нарваться» на выездную проверку, изучите приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. В приложении №2 к этому приказу перечислены критерии, которые помогают предпринимателям самим себя проверить.

Для всех ИП и ООО

  1. Низкая налоговая нагрузка. Её считают по простой формуле: сумму уплаченных налогов делят на выручку и умножают на 100%. Полученный результат сравнивают со средними показателями по конкретной отрасли. Эти данные в открытом доступе можно найти на сайте налоговой.

    Если результат заметно ниже среднеотраслевого, то вы на один шаг ближе к налоговой проверке.

    К примеру, у вас небольшая гостиница. За год выручили 1 200 000 руб., заплатили 140 000 налогов. Налоговая нагрузка = (140000/1200000)*100% = 11,6%.

    Это выше средней налоговой нагрузки по сфере гостиничного бизнеса: она составляет 9,5%. Поэтому беспокоиться не о чем.

  2. Игнорирование обращений налоговых органов. Если в ходе камеральной проверки налоговая выявит ошибки в отчетности или обнаружит противоречия в представленных документах, она отправляет в компанию запрос. По регламенту ответ или пояснения направляют в надзорный орган в течение 5 рабочих дней.  Если компания не отвечает, возможно, её больше нет. Чтобы выяснить, так ли это, налоговая инициирует выездную проверку.
  3. Неоднократное «перемещение» налогоплательщика между налоговыми органами. Это касается компаний, которые в течение календарного года дважды меняют свое местонахождение. Налоговые органы интерпретируют смену адреса как стремление избежать проверок.
  4. Уровень зарплат сотрудников ниже среднего по отрасли в вашем регионе. Среднеотраслевые данные можно посмотреть на сайте Росстата. Почему этот фактор так важен? Он может означать, что компания платит часть зарплаты в конверте, поэтому экономит на налогах и взносах за сотрудников.
  5. Неоднократное приближение показателей компаний, работающих на спецрежимах, к их предельным значениям. Этот критерий справедлив для компаний и ИП на спецрежимах: УСН, ЕНВД и ЕСХН. Если компания в течение года как минимум пару раз приближается к предельным значениям менее чем на 5%, для налоговой это повод присмотреться к деятельности компании. Предельные показатели по спецрежимам УСН и ЕНВД указаны в ст. 346.12, 346.13 и 346.26 НК РФ. Мы приводили их в статьях об УСН и ЕНВД.

    Например, компания платит налог ЕСХН. Она обязана получать не меньше 70% доходов от сельскохозяйственной деятельности. Весь год её доход держится на уровне 70-75%.

    Налоговая подозревает, что компания уже потеряла право применять режим и занижает свои доходы от других видов деятельности. Инспектор проверяет её по остальным критериям и обнаруживает, что зарплата сотрудников ниже средней по отрасли, точнее, вся — по МРОТ.

    Он рассчитывает возможные доначисления и предоставляет план проверки руководителю. В офисе предпринимателя раздаётся стук в дверь.

     

Для УСН «Доходы минус расходы» и ОСНО

  1. Отражение в отчетности убытков в течение нескольких налоговых периодов. Критический показатель — два и более календарных лет. У надзорного органа может сложиться впечатление, что это делается искусственно, чтобы обойтись без уплаты налогов. — только для основы и усн расходы
  2. Опережающий темп роста расходов над доходами.

    Что в этом криминального — спросит предприниматель? А оснований для подозрений хватает: ведь существуют способы специально завысить расходы или снизить доходы. И все это с целью заплатить поменьше налогов. Если расходы у вас растут, будьте готовы к тому, что налоговая отправит письмо с требованием пояснений.

    — как налоговая узнает? Посмотреть декларацию на расходах

  3. Суммы расходов практически равны суммам доходов, полученным за календарный год. Это пункт касается индивидуальных предпринимателей.

    Он является сигналом к тому, Если сумма расходов максимально приближается к суммам доходов, у налоговиков есть все основания полагать, что предприниматель подгоняет сумму для снижения величины налога. — опять для расходов

Для плательщиков НДС

  1. Отражение в отчетности значительных сумм налоговых вычетов по НДС. По этому критерию проверяются компании, работающие на общей системе налогообложения (ОСНО). Почему он так важен? Иногда предприниматели злоупотребляют фиктивными сделками с поставщиками товаров и услуг ради увеличения размера вычета.

    Тревожный показатель — 89% и более, у налоговой есть все основания для начала проверки.

  2. Построение деятельности через заключение договоров с цепочкой контрагентов без наличия разумных экономических или иных причин.

    Иначе говоря, компания работающая в цепочке поставщиков-покупателей, связанных между собой, и проводящая достаточно крупные суммы денег имеет все признаки компании-однодневки. Подробнее они перечислены в Постановлении пленума Высшего арбитражного суда России от 12.10.2006 №53.

  3.  Ведение деятельности с высокими налоговыми рисками.

    Налоговая разделяет плательщиков на три категории: с низкими, средними и высокими рисками. Высокий риск означает, что компания похожа на однодневку: возможно, она участвует в схемах по уменьшению НДС. Критерии налоговая приводит на сайте, в п. 12 Приложения №2. Среди них, например отсутствие информации о компании и отказ руководителя от общения.

     

    Иметь дело с проблемными контрагентами — тоже плохо. Налоговая будет подозревать, что вы участвуете в схемах. Поэтому проверяйте компанию перед тем, как заключать сделку.

Только для ОСНО

  1. Низкий уровень рентабельности. Актуально для компаний на ОСНО. Для контроля берут показатели рентабельности продаж и активов по отрасли.

    Если они на 10 и более процентов ниже, у налоговой возникает подозрение о намеренном занижении дохода на прибыль.

    Расчет рентабельности по разным видам ОКВЭД указан в приложении №4 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

Выводы

  1. Критерии налоговой — чек-лист, который поможет оценить риск налоговой проверки.
  2. Если ваш бизнес подходит под несколько критериев — постарайтесь выйти из зоны риска в текущем году. Проверьте сведения, которые подали в налоговую раньше. Ошибки исправьте корректирующими отчётами.  Это поможет компании не попасть в план проверок.

Статья актуальна на 13.02.2019

Источник: https://e-kontur.ru/enquiry/1313/criterion

Налоговые риски – оценка, какие бывают и как их снизить

Организации с высоким налоговым риском

В ходе ведения хозяйственной деятельности, у каждого субъекта может возникнуть риск потерять деньги. Причиной могут стать действия контролирующих и надзорных органов по причине неясности, неоднозначности и некорректности в части налогообложения. 

Классификация налоговых рисков

Налоговый риск – это вероятность наступления неблагоприятного события, итогом которого станут финансовые потери. То есть, некая компания или гражданин приняли решение, касающееся их обязанности по уплате налогов. Результатом этого решения является вероятность потерь финансовых ресурсов и репутации. Они также могут привести к уголовной ответственности.

Чтобы верно определить направление, из которого исходит угроза, необходимо знать его характеристики:

  • полностью отсутствует вероятность того, что исход будет благоприятный;
  • вероятность возникновения новых угроз довольно высока. При этом они стану следствием неверных решений. Предусмотреть их появление практически невозможно;
  • присутствует следственная связь с правовой и экономической неграмотностью субъекта;
  • негативные последствия являются итогом для всех участников налоговых отношений;
  • различное проявление по отношению к разным субъектам.

Налоговые угрозы возникают под влиянием конкретных факторов. Их можно разделить на внешние и внутренние. К внешним относятся:

  • информационные;
  • экономические;
  • социальные;
  • политические.

То есть, то, что имеет непосредственное отношение к окружающему миру. Внутренние влияющие факторы это:

  • организационные – недостаточная квалификация сотрудников, ответственных за своевременное исчисление и перечисление в бюджет обязательных платежей, отсутствие взаимосвязи между налоговым подразделением и налоговой инспекцией;
  • технические – недостаточное налоговое планирование или полное его отсутствие;
  • экономические. Содержать в штате целое подразделение, которое будет заниматься исключительно налогами – довольно затратно. Дешевле обратиться к посредникам. Но и на этот шаг бизнесмены идут неохотно, считая, что у них в фирме не возникнет предпосылок к налоговым потерям;
  • социальные – собственник предприятия и управленцы не могут прийти к единственно верному решению относительно налогов.

Чтобы точно понимать природу возникновения налоговых угроз, необходимо знать, откуда они возникают, их предпосылки и первопричины. Нужно разобраться в их классификации. Их можно разделить на несколько групп:

  • внутренние и внешние;
  • предсказуемые и непредсказуемые;
  • систематические и несистематические.

Угроза потерять денежные средства по причине несовершенной системы налогового учета может возникнуть как внутри предприятия (из-за некомпетентности бухгалтера), так и с внешней стороны. Например, из-за невнимательности налогового инспектора. Кроме того, при планировании некоторые риски можно предсказать и минимизировать.

При ведении одной и той же хозяйственной деятельности некоторые угрозы могут носить систематический характер. При верной оптимизации налогового режима эти вероятности можно свести к минимуму.

В теории применяется еще одна классификация налоговых рисков. Это:

  • субъекты, которые несут угрозы;
  • факторы, их определяющие;
  • период возникновения;
  • зависящие от размеров будущих потерь.

Каждую группу можно дополнительно разделить на подвиды. Например, налоговые угрозы, могут нести следующие субъекты:

  • налоговые агенты;
  • налогоплательщики. В России ими выступают предприятия, предприниматели и граждане;
  • взаимосвязанные лица;
  • само государство.

Если субъектом является страна, то внешним определяющим фактором будут международные соглашения и договоренности, а внутренним – деятельность органов законодательной и исполнительной власти.

В зависимости от периода возникновения риски бывают существующие и будущие. Если рассматривать с точки зрения будущих потерь, то риски бывают допустимые и критические. Допустимые потери могут быть спрогнозированы и заложены в бюджет налогоплательщика.

Вероятность возникновения денежных потерь у субъекта всегда приводит к возникновению споров с контролирующими и надзорными органами. На этой стадии могут возникнуть риски:

  • информационные. Они связаны с недостаточной информативностью, которая может возникнуть между сторонами разногласий;
  • процессуальные, отражают несовершенство судебной системы и недостаточность инструментов регулирования договорных отношений между субъектами экономической жизни страны;
  • окружающие, могут возникнуть из-за того, что налогоплательщики и налоговые органы по-разному воспринимают суммы, поступающие в бюджет в виде обязательных платежей;
  • репутационные. Они связаны с тем, как тот или иной субъект хозяйственной деятельности оценочно воспринимает деятельность своего конкурента.

Правильная классификация налоговых рисков позволяет налогоплательщику эффективно ими управлять и минимизировать. Такие действия позволяют значительно снизить уровень вероятных потерь.

Оценка налоговых рисков

Налоговики постоянно контролируют и проверяют деятельность хозяйствующих субъектов. Это происходит путем осуществления выездных проверок. Является стимулом для того чтобы налогоплательщик самостоятельно смог оценить свои налоговые риски и понять, относится он к высокорисковым субъектам или нет. Для этого ФНС разработало и утвердило 12 признаков. К ним относятся:

  • уровень налогового обременения. Если он ниже, чем у предприятий в аналогичном сегменте рынка, то это тревожно;
  • в течение нескольких налоговых периодов в отчетности предприятия постоянно отражаются убытки;
  • налогоплательщик постоянно применяет налоговые вычеты в виде крупных сумм;
  • темпы роста доходов ниже темпов роста расходов;
  • работник фирмы получают заработную плату ниже, чем сотрудники на аналогичных должностях в других организациях в данном сегменте рынка;
  • налогоплательщик неоднократно приближался к предельным показателям, при которых разрешено применять специальный налоговый режим;
  • годовой показатель расходов, указанный в отчетности, максимально приближен к годовой величине полученного дохода;
  • свою деятельность налогоплательщик ведет через третьих лиц, не имея для этого обоснованных экономических причин;
  • неоднократное игнорирование требований ФНС о предоставлении документов, объясняющих выявленные несоответствия в показателях деятельности, непредставление сведений об их порче или утере;
  • неоднократное и необоснованное снятие с учета в налоговом органе и вторичная постановка, но в другом отделении ФНС;
  • ведение своей деятельности на грани банкротства, непринятие мер для выхода из данной ситуации.

Применяя эти признаки на практике, налогоплательщик может сам вовремя оценить и предугадать вероятность возникновения рисков по налогам. При обнаружении высокой вероятности потери денежных средств, рекомендуется исключить все сомнительные хозяйственные операции из оборота.

Деятельность на грани высоких рисков приведет к тому, что предприятию будет назначена налоговая проверка. Она может закончиться доначислением налогов, штрафными санкциями и привлечением к иной ответственности, вплоть до уголовной.

Почему рисками нужно управлять

Успешное ведение собственного дела невозможно без вероятностей потерять свои деньги. Это может произойти по причине налоговых проверок. Поэтому руководители крупных предприятий вводят в штат целое подразделение, которое занимается именно управлением рисками, в том числе налоговыми.

Задачи создания такого отдела:

  • сбор актуальной информации о всех поправках и нововведениях, которые происходят в сфере налогов и законодательства о них, ее анализ и хранение;
  • определение рисков потери денежных средств для одной фирмы в рамках конкретного сегмента рынка;
  • определение уровня угроз, которые непосредственно связаны с выявленными рисками;
  • разработка мероприятий для борьбы с выявленными угрозами;
  • разработка и внедрение мероприятий, которые помогут существенно снизить денежные потери в сфере налогообложения;
  • подробный анализ тех решений, которые гипотетически могут привести к финансовым убыткам, их учет.

«Страшной» причиной потери денежных средств для российских бизнесменов являются возможность возникновения проблем с налоговыми ведомствами.

Если бизнес ведется честно, платятся все налоги, к проверке из ФНС готовятся особо тщательно. Есть вероятность того, что будут доначислены налоги, наложены штрафы и пени.

По этой причине происходит постепенно внедрение в российский бизнес полноценной системы внутреннего контроля риск-менеджмента.

Зарубежные компании прогнозируют еще один риск – риск переплаты по налогам. В этом направлении также разрабатываются меры по минимизации. Российские бизнесмены такую угрозу не принимают во внимание.

К сожалению, постоянный контроль над налоговыми угрозами ведется только в 10 % крупных российских компаний. Остальные фирмы либо не обращают на это внимание, либо обращаются к специалистам на аутсорсинге только тогда, когда получают уведомление от ФНС о выездной проверке.

Можно ли снизить угрозы налоговых потерь

Сокращение вероятностей потери денежных средств, а также уменьшение возможностей их потери именно от налогов необходимо для поднятия прибыльности хозяйствующего субъекта. Поэтому необходимо предпринимать соответствующие меры. В частности:

  • максимальная автоматизация всех рабочих процессов, включая документооборот. Нужно снизить уровень человеческого фактора;
  • повышение уровня знаний в налоговом законодательстве у руководителей высшего и среднего звена;
  • систематическое повышение уровня квалификации тех сотрудников, которые имеют непосредственное отношение к исчислению и уплате налогов. Для этого их необходимо отправлять на курсы повышения квалификации, тренинги семинары, проводимые ФНС. При необходимости, можно ввести в штат отдельного специалиста, который будет заниматься исключительно расчетами по налогам;
  • систематическое проведение аудита внутренними ресурсами и с привлечением сторонних специалистов. Это наиболее эффективный метод налогового риск-менеджмента. Его суть в том, что нужно создать отдельный департамент, который будет отвечать за то, чтобы все обязательные платежи правильно исчислялись и вовремя закрывались. Эти мероприятия проводятся в интересах фирмы. Они закрепляются на локальном уровне, осуществляются своими силами. При необходимости, приглашаются специалисты из сторонних компаний, чтобы провести дополнительную проверку. Такие «двойные» меры позволяют минимизировать налоговые риски до низшего предела;
  • непрерывное взаимодействие с консалтинговыми фирмами по конкретным вопросам налогообложения. Эксперты из этих фирм владеют информацией относительно всех последних актуальных изменений в профессиональной области. Используя свой практический опыт в российском налоговом праве, они сводят к минимуму все «популярные» риски;
  • страхование собственных рисков. То есть, фирма самостоятельно обращается в страховую компанию с целью заключения договора на страхование собственной ответственности;
  • создание резервов для покрытия убытков, если таковых не удастся избежать. Это самострахование, и он экономнее страхования через СК.

Налогоплательщик может самостоятельно выбрать тот или иной метод управления налоговыми угрозами. Но для этого он должен провести реальную оценку последствий его применения. Что может быть хорошо для одного предприятия, может негативно отразиться на другом хозяйствующем субъекте.

Источник: https://blog.oy-li.ru/nalogovye-riski/

Налоговая призналась: есть 12 поводов, чтобы проверить бизнесмена

Организации с высоким налоговым риском

На форумах и в соцсетях иногда пишут, что налоговикам запрещено проверять бизнесменов первые три года после регистрации. Это миф. По закону они могут прийти на следующий день после регистрации. Но это бессмысленно, поэтому не приходят.

На самом деле налоговики не имеют права приходить к бизнесмену с проверкой чаще двух раз в год (п. 5 ст. 89 НК РФ). А по одному и тому же поводу могут прийти только раз в течение года.

Например, если вас проверили по НДС, то в этом же году могут прийти и проверить по налогу на прибыль, а требовать информацию по НДС уже не имеют права. После этого по любому поводу к вам придут не раньше следующего года.

Других ограничений по частоте и количеству выездных проверок в законе нет.

Для всех организаций и ИП

12 критериев отбора в план проверок налоговой

Налоговая нагрузка показывает, какой процент выручки бизнесмен отдает государству. Это основной критерий, на который налоговики ориентируются, когда отбирают бизнесменов для проверки.

Сумму всех налогов рассчитывают с учетом налога на доходы физических лиц, который бизнесмен платит за своих работников. Сумму страховых взносов в расчет не включают — нагрузку по ним рассчитывают отдельно.

Налоговики ежегодно рассчитывают налоговую нагрузку для каждой отрасли. Если показатель налоговой нагрузки ниже, чем по отрасли, вы с большой вероятностью попадете в план проверок. Если выше, налоговая скорее всего к вам не придет. Чтобы оценить уровень риска, рассчитайте размер налоговой нагрузки своего бизнеса и сравните с показателем по отрасли.

Предположим, владелец кофейни за год выручил 12 000 000 ₽ и заплатил 540 000 ₽ налогов.

В таблице из приказа налоговой находим размер налоговой нагрузки в сфере общепита — 9,5%. Показатель кофейни в два раза ниже, чем по отрасли. Скорее всего, бизнесменом заинтересуются налоговики.

Если ваш уровень налоговой нагрузки ниже, чем по отрасли, удостоверьтесь, что всё правильно рассчитали и показали в отчете для налоговой. Если нашли ошибку, исправьте и подайте корректирующий отчет. Если всё верно и договоры, акты и другие подтверждающие документы в порядке, беспокоиться нечего.

Регулярные убытки

Для всех организаций и ИП

Если бизнесмен два года подряд и больше показывает в отчетах убытки, это подозрительно. Возможно, он создает их искусственно, чтобы не платить налоги.

Низкая зарплата работников

Для всех организаций и ИП

Если среднемесячная зарплата работников ниже показателя по отрасли в регионе, бизнесмена заподозрят в том, что он платит зарплату в конвертах или скрывает трудовые отношения с работниками. А значит — уклоняется от уплаты страховых взносов и не перечисляет налог на доходы физических лиц за своих работников.

На сайте Росстата скачайте информацию о размере зарплат по регионам и сравните со своими показателями

Игнорирование запросов инспектора

Для всех организаций и ИП

К бизнесмену придут с проверкой, если он игнорирует налоговую: в течение пяти дней не отвечает на запросы, не подает документы, которые требуют налоговики, или отказывается пояснять нестыковки и ошибки в декларации, которые выявил инспектор.

Миграция между налоговыми инспекциями

Для всех организаций и ИП

Если бизнесмен чаще одного раза меняет адрес фирмы так, что переходит в другую налоговую, это подозрительно. Возможно, бизнесмен старается избежать внимания налоговой и уклониться от проверок.

Работа через цепочку посредников

Для всех организаций и ИП

Если бизнес работает по цепочке договоров с посредниками и перекупщиками, через новую фирму сразу проходят крупные суммы денег, а все участники сделки связаны между собой, это подозрительно. Вероятно, это фирма-однодневка, которая помогает уклоняться от уплаты налогов и отмывать деньги. Такими фирмами заинтересуются не только налоговики, но и правоохранительные органы.

Список признаков, по которым выявляют потенциальных преступников, перечислили в Постановлении пленума Высшего арбитражного суда РФ от 12.10.2006 N 53.

Деятельность с высоким налоговым риском

Для всех организаций и ИП

Если налоговая узнает, что предприниматель сотрудничал с фирмой-однодневкой, заподозрит в преступлении и его. Неважно, знал ли предприниматель о незаконной деятельности партнера или случайно связался с преступником.

5 сервисов для проверки подрядчика

Чтобы избежать проблем, проверяйте новых партнеров. Вероятно, вы столкнулись с фирмой-однодневкой, если (п. 12 приложения №2 Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@):

  • — руководитель фирмы не хочет общаться с вами лично, даже когда подписываете договор;
  • — руководитель отказывается показывать устав или другой учредительный документ, который подтверждает, что он руководит фирмой;
  • — руководитель отказывается показывать паспорт или загранпаспорт — не хочет подтверждать свою личность;
  • — у фирмы нет адреса: неизвестно, где она находится, где ее производство и склады;
  • — фирма никому не известна, в интернете и СМИ о ней ничего нет. Тем более это подозрительно, если другие аналогичные компании активно себя рекламируют в интернете, на телевидении и баннерах;
  • — фирма не зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц;
  • — сотрудник фирмы отказывается показать стандартные для бизнеса документы: свидетельства, лицензии, документы на имущество.

Это основные признаки фирмы-однодневки, но не все. Если сомневаетесь, проверьте партнера по базам налоговой.

Ссылки на базы налоговой в конце страницы под реестром юрлиц

Бизнесменам, которые случайно связались с фирмой-однодневкой, хотят в этом признаться и избежать проверки, налоговики рекомендуют убрать сомнительные операции из расчета суммы налога и подать уточненную декларацию с пояснительной запиской. В этом случае проверку можно избежать.

Если налоговики подозревают бизнесмена в других нарушениях, местная налоговая передаст информацию о нем в федеральную налоговую. ФНС решит, отправлять к бизнесмену проверяющих или нет.

Показатели на спецрежимах близки к предельным

Для организаций и ИП на спецрежимах

Для спецрежимов государство ввело предельные показатели. Если бизнесмен приближается к предельному показателю на 1–5% несколько раз за год, это подозрительно. Возможно, он искусственно их занижает, чтобы не лишиться права работать на спецрежиме.

Предельные показатели перечислены в Налоговом кодексе.

Для УСН (ст. 346.12, ст. 346.13 НК РФ):

  • — годовой доход не более 150 млн рублей;
  • — количество работников не более 150 человек;
  • — остаток основных средств не более 150 млн рублей;
  • — доля участия других организаций не более 25%.

Для ЕНВД (ст. 346.26 НК РФ):

  • — площадь торгового зала или зала обслуживания посетителей не более 150 м²;
  • — общая площадь спальных помещений в гостинице или отеле не более 500 м²;
  • — количество работников не более 100 человек.

Для ЕСХН (ст. 346.3 НК РФ): доходы от сельскохозяйственной деятельности должны быть не менее 70% всех доходов.

Налоговый вычет по НДС выше 89%

Для организаций и ИП на общей системе налогообложения

Если бизнесмен уменьшает налоги с помощью налогового вычета больше чем на 89%, налоговая заподозрит его в махинациях.

Налоговый вычет — это сумма, которая уменьшает налог. В основном это НДС из счетов-фактур поставщиков товаров и услуг, которые бизнесмен купил.

Уровень рентабельности организации на 10% ниже нормы

Для организаций на общей системе налогообложения

Если рентабельность продаж и активов ниже на 10% и больше, чем по отрасли, бизнесмена могут заподозрить в уклонении от уплаты налога на прибыль.

Рентабельность показывает, насколько эффективно бизнесмен использует ресурсы: деньги, товары, основные средства. По результатам года налоговики рассчитывают показатели рентабельности по видам деятельности.

Предположим, владелец кофейни зарабатывает только продажами кофе, чая и выпечки. За год он получил прибыль 300 000 ₽, закупил товаров на 4 000 000 ₽, его активы на конец года составляют 3 000 000 ₽.

Рентабельность продаж общепита из документа налоговой — 7,0%, рентабельность активов — 3,3%. Показатель кофейни выше, чем по отрасли. Вряд ли налоговики заинтересуются кофейней.

Расходы организации растут быстрее доходов

Для организаций на общей системе налогообложения

Если в каждом квартале расходы растут быстрее доходов, это подозрительно. Возможно, бизнесмен занижает доходы или завышает расходы, чтобы не платить налог на прибыль.

Расходы ИП близки к доходам

Для ИП на общей системе налогообложения

Бывает, предприниматель по результатам года выходит в ноль — расходы равны доходам. В этом случае платить налог на доходы физических лиц не с чего. Налоговая может заподозрить, что бизнесмен подгоняет расходы под доходы, чтобы не платить налог.

Также бизнесмена заподозрят в махинациях, если налоговый вычет на доходы физических лиц окажется выше 83% от суммы доходов.

Что говорят бизнесмены

Мы поговорили с бизнесменом из Питера, который производит мебель. Он руководит ООО на общей системе налогообложения. Это самый сложный налоговый режим из всех: бизнесмен платит НДС, налог на прибыль, транспортный налог и налог на имущество. Он поделился опытом, как ему удается избегать выездных проверок.

За пять лет к бизнесмену ни разу не пришли с налоговой проверкой. Это заслуга бухгалтера на аутсорсе — он проверяет показатели фирмы по всем 12 критериям.

В течение года он следит, чтобы налоговая нагрузка была не ниже, чем по отрасли, контролирует доходы, расходы, начисление НДС и сумму налоговых вычетов по нему. Фирма не связывается с сомнительными схемами и подозрительными компаниями — дотошно проверяет каждого поставщика.

А в конце года, прежде чем подать декларацию, бухгалтер еще раз прогоняет показатели фирмы по всем критериям налоговой. Это работает: бизнесмен не нарушает закон, и налоговики его не тревожат.

Про минимальный размер оплаты труда

Бизнесмен рассказал, что помимо 12 критериев есть еще один, на который ориентируются налоговики — минимальный размер оплаты труда (МРОТ).

Они наверняка придут с проверкой к тем, кто платит своим работникам зарплату ниже минимального уровня.

Для Питера с 1 мая 2018 года МЗП равна 17 000 ₽, но бизнесмен предпочитает платить на тысячу-две больше, чтобы наверняка. Этим негласным правилом руководствуются как налоговики, так и бизнесмены.

Мы не можем гарантировать, что вы не попадете в план проверок, даже если у вас все показатели в норме. Но опыт бизнесмена, с которым мы разговаривали, показывает, что ни разу не попасть в план проверок возможно.

Подытожим

Налоговики составляют план проверок не наобум, а только после того, как проанализируют годовую отчетность. Потенциальных нарушителей отбирают по 12 критериям.

В первую очередь займутся теми, кого заподозрят в преступной деятельности, отмывании денег и уклонении от уплаты налогов. Затем заинтересуются бизнесменами, у которых зашкаливают один-два показателя.

Бизнесмены, у которых все показатели в норме, вряд ли попадут в план проверок

Чтобы узнать, грозит ли вам проверка:

1. Оцените свой бизнес по критериям налоговой.

2. Если обнаружили отклонения, проверьте, все ли операции попали в отчет для налоговой и нет ли ошибок в расчетах.

3. Если ошиблись, подайте корректирующий отчет. Если ошибок нет, вы ничего не нарушили, всё законно и подтверждающие документы на месте, предоставите их налоговой в случае проверки.

4. Чтобы в дальнейшем не попасть в план проверок налоговой, старайтесь не отклоняться от нормы по тем показателям, на которые они ориентируются.

Источник: https://zhiza.evotor.ru/nalogovaya-nazvala-12-povodov-dlya-proverki-biznesmena/

Как компании снизить налоговые риски

Организации с высоким налоговым риском

Налоговые риски — это вероятный убыток предприятия, который может возникнуть при неблагоприятном развитии событий в части фискальных взаимоотношений с государством. В статье разберемся, что такое налоговые риски организации, определим критерии и порядок их оценки.

Возникновение налоговых рисков (НР) по большей части обусловлено желанием налогоплательщика снизить размер фискального обременения. Иными словами, все компании и предприниматели заинтересованы в том, чтобы уплачивать в государственный бюджет меньшие суммы налогов и сборов. Причем решение данного вопроса осуществляется не всегда законно.

Однако умышленное сокрытие и занижение налогооблагаемой базы — не единственный фактор НР. К таковым можно отнести:

  • финансовую и правовую безграмотность субъекта;
  • неверную трактовку действующего законодательства;
  • двойственность фискальных норм и правил налогообложения;
  • отсутствие информации об изменениях и нововведениях в правовой базе;
  • технические ошибки;
  • недобросовестность контрагентов.

Иными словами, возникновение фискальных рисков связано с прямым нарушением законодательства, когда нормы НК РФ и других законов игнорируются полностью. Либо с косвенными нарушениями, при которых нормы и правила налогообложения соблюдены не полностью.

Следовательно, при выявлении аналогичных нарушений экономический субъект практически сразу попадает под особый контроль со стороны ФНС. Налоговики инициируют выездную проверку, чтобы на месте определить налоговые риски предприятия.

Классификация по видам

Виды налоговых рисков организации классифицируются на:

  1. Внутренние и внешние.
  2. Предсказуемые и непредсказуемые.
  3. Систематические и несистематические.

Также НР можно классифицировать на три большие группы по времени их возникновения:

  1. До проведения проверки ФНС, когда спор с представителями еще не возник, например, ошибки и нарушения возникают из-за недобросовестности контрагентов либо из-за неверного оформления хозяйственных операций.
  2. Во время контрольных мероприятий. Нарушения были выявлены в ходе проведения проверки (ревизии) как камеральной, так и выездной.
  3. По итогам проведенной проверки. В таком случае возникают разногласия между ФНС и подконтрольным субъектом, при котором составляется соответствующий акт для дальнейшего обжалования.

Действующие критерии оценки

Для анализа ФНС разработало специальный перечень критериев, по которым определяется степень фискальных убытков. Отметим, что данный список не является секретным. То есть налоговики настоятельно рекомендуют проводить самостоятельные проверки по данному перечню. Такой подход позволит предприятию избежать фискальных правонарушений и штрафных санкций.

Итак, действующие критерии оценки налоговых рисков закреплены в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ и отражают:

Отсутствие

  • фактических правовых взаимоотношений контрагентов при заключении договоров и соглашений, в том числе и с физлицами;
  • документации, подтверждающей права, обязанности и полномочия руководителя предприятия либо его законного представителя;
  • подтверждений факта госрегистрации контрагента в ФНС;
  • реальных доказательств (фактов), подтверждающих ведение финансово-хозяйственной деятельности контрагентами;
  • экономических обоснований по образованию цен (стоимости) договоров;
  • обоснованности применения рассрочек, отсрочек по оплате договоров;
  • реальных попыток взыскания образовавшихся долгов, неустоек, пеней и штрафов по договорам (контрактам);
  • процентов и обеспечений по выдаваемым и получаемым займам либо их необоснованное занижение.

Наличие

  • низкой фискальной нагрузки, в сравнении с аналогичными субъектами по отрасли;
  • финансовых потерь, отражаемых в отчетности в течение нескольких календарных лет;
  • больших вычетов по НДС;
  • высокого роста расходов (затрат, издержек) и остановка (сокращение) роста доходов;
  • низкого уровня оплаты труда, в сравнении со средними показателями по отрасли, региону;
  • близких к граничным критериев, дающих право на применение спецрежимов;
  • высокой доли расходов предпринимателя, уменьшающих начисляемый им подоходный налог от основной деятельности;
  • необоснованного количества посредников при заключении договоров;
  • бездействий или действий, свидетельствующих о сокрытии информации или нежелании давать необходимую для налогового контроля информацию;
  • частой смены мест постановки на налоговый учет в ФНС;
  • низкого уровня рентабельности осуществляемой деятельности, при сравнении со средним по отрасли.

Данные критерии применимы не только к налогоплательщикам на ОСНО, но и к «упрощенцам», перешедшим на специальные режимы налогообложения. Например, оценит налоговая риски бизнеса юрлиц и ИП на УСН или ЕНВД.

Отметим, что на основании анализа данных критериев формируется внешняя и внутренняя налоговая политика нашей страны, а также оцениваются налоговые риски государства в целом. Такой подход позволяет своевременно скорректировать действующую политику, чтобы избежать неблагоприятных последствий.

Самостоятельный контроль

Чтобы налогоплательщикам избежать проблем с ФНС, необходимо организовать самостоятельный контроль и эффективное управление НР. Систематическая оценка налоговых рисков — единственное верное решение в данной ситуации.

Рекомендации от представителей ФНС, как обеспечить безопасность в отношении НР:

  1. Избегайте сомнительных сделок.
  2. Заключайте сделки только с проверенными контрагентами.
  3. Откажитесь от услуг подозрительных компаний.
  4. Все операции оформляйте документально, согласно действующим инструкциям и требованиям.
  5. Постоянно следите за обновлениями и изменениями в фискальном законодательстве.
  6. Позаботьтесь о разработке и утверждении системы управления налоговыми рисками.

Также налоговики настоятельно рекомендуют периодически организовывать повышение квалификации работников бухгалтерской службы.

Источник: https://ppt.ru/art/nalogi/riski-bisnesa

Об успешном бизнесе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: