Осмотр помещения налоговыми органами

Содержание
  1. Осмотр помещения налоговыми органами
  2. Что может быть подвергнуто осмотру, а что нет?
  3. Правила проведения осмотра и оформление его результатов
  4. Последствия нарушений, допущенных при осмотре
  5. Налоговый контроль: как и когда проводится осмотр помещений | Контур.НДС+
  6. Правовая основа
  7. Когда может быть произведен осмотр
  8. Осмотр при выездной проверке
  9. Осмотр при камеральной проверке
  10. Осмотр вне рамок проверки
  11. Процесс проведения осмотра в отношении компаний и ИП
  12. На основании каких документов действуют инспекторы?
  13. Предупреждают ли инспекторы о визите?
  14. В какое время может быть произведен осмотр?
  15. Что могут и что не могут осматривать инспекторы?
  16. Вправе ли проверяющие осматривать ПО на компьютере?
  17. Кто должен присутствовать при осмотре?
  18. Что будет, если налогоплательщик откажется пускать проверяющих?
  19. Осмотр помещения физлица
  20. Как проводится осмотр помещений и территорий в ходе налоговой проверки – НалогОбзор.Инфо
  21. Какие помещения осматривают
  22. Основание для осмотра
  23. Уведомление об осмотре
  24. Отказ в доступе инспекторов
  25. Участники осмотра
  26. Оформление результатов
  27. Нарушения при осмотре
  28. Ответственность
  29. Осмотр помещений контрагента
  30. Предыстория вопроса
  31. Читаем Кодекс
  32. Позиция судов по вопросу правомерности проведения осмотра помещений и территорий контрагента проверяемого налогоплательщика
  33. Осмотр территорий и помещений контрагента неправомерен
  34. Осмотр территорий и помещений контрагента правомерен
  35. Как налоговики должны доказывать, что контрагент по адресу не располагается?
  36. Стоит ли контрагенту позволять налоговикам проводить осмотр помещений и территорий?
  37. Осмотр как вид налогового контроля
  38. Требования к осмотру
  39. Правила проведения осмотра
  40. Лица, участвующие при проведении осмотра
  41. Особенности осмотра

Осмотр помещения налоговыми органами

Осмотр помещения налоговыми органами

Налоговые органы могут произвести такое мероприятие налогового контроля, как осмотр – обследование производственных, складских, торговых и иных помещений, а также территорий компаний и граждан.

Это право установлено в подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 82, п. 13 ст. 89, п. 2 ст. 91, ст. 92 Налогового кодекса РФ, а также в п. 4 ст. 7 закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991 № 943-I.

Налоговики вправе провести осмотр в ходе камеральных или выездных налоговых проверок.

Как проводится камеральная проверка по НДС, узнайте из материала «Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2017 -2018 годах».

Осмотр осуществляется при необходимости выяснения каких-либо обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки (п. 1 ст. 92 НК РФ). Наличие необходимости налоговые органы определяют самостоятельно.

Специальное решение о проведении осмотра не принимается. Для этого достаточно Решения о проведении выездной проверки и служебные удостоверения проверяющих. Если осмотр проводится в рамках камеральной проверки по НДС, проводящий проверку инспектор обязан оформить мотивированное постановление по форме, приведенной в приложении 13 к приказу ФНС России 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Что может быть подвергнуто осмотру, а что нет?

В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК РФ, налоговые органы могут осматривать помещения: производственные, складские, торговые и любые другие, а также территории, которые налогоплательщик использует для извлечения дохода или которые имеют отношение к объектам налогообложения, независимо от места их нахождения.

Осмотру, согласно п. 2 ст. 91, ст. 92 НК РФ, могут подвергаться также документы и предметы, в том числе объекты налогообложения, принадлежащие налогоплательщику.

Могут ли инспекторы осмотреть компьютеры и установленное на них программное обеспечение, узнайте .

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Незаконный отказ (воспрепятствование) в доступе должностному лицу налогового органа, проводящему проверку (осмотр) признается административным правонарушением и влечет ответственность по ст. 19.7.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Запрещен доступ представителей налогового органа в жилые помещения физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, без их разрешения и против воли проживающих (п. 5 ст. 91 НК РФ). Исключение составляет наличие у проверяющих судебного решения (п. 1 письма ФНС РФ от 23.05.2013 № АС-4-2/9355).

Оцените вероятность попадания вашей компании в план проверок ИФНС СС помощью материала «Налоговые проверки в 2017 году — список организаций».

Правила проведения осмотра и оформление его результатов

Специальные правила проведения осмотра Налоговым кодексом РФ не установлены.

В соответствии с п. 5 ст. 92 НК РФ результаты осмотра оформляются протоколом.

Форма протокола осмотра территорий, помещений, документов, предметов приведена в приложении 14 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Протокол осмотра должен соответствовать общим требованиям, установленным в ст. 99 НК РФ:

  1. Протокол составляется на русском языке (п. 1 ст. 99 НК РФ).
  2. В протоколе указываются (п. 2 ст. 99 НК РФ):
  • его наименование;
  • место и дата составления протокола;
  • время начала и окончания осмотра;
  • должность, фамилия, имя, отчество лица, которое составило протокол;
  • сведения о лицах, которые участвовали при осмотре;
  • сведения об объектах осмотра и их местонахождении;
  • подробное описание результатов осмотра.

Протокол подписывается всеми лицами, которые принимали участие в осмотре. При этом налогоплательщик (его представитель), понятые и присутствующие специалисты могут занести в протокол или приложить к нему свои замечания (п. 3 ст. 99 НК РФ).

В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или производятся другие действия (п. 4 ст. 92 НК РФ). При этом согласно п. 5 ст.

99 НК РФ фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, которые получены при производстве осмотра, прилагаются к протоколу.

Последствия нарушений, допущенных при осмотре

Практика показывает, что при осмотре налоговые органы часто нарушают правила Налогового Кодекса РФ и приводят недопустимые доказательства вины налогоплательщика. Это дает возможность налогоплательщикам оспорить результаты такого осмотра, а судам не принять в их качестве доказательств вины. Существенными нарушениями, с позиции судов, являются:

  • Отсутствие понятых при осмотре (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.08.2015 № Ф09-5158/15 по делу № А60-41279/2014);

Источник: https://iiotconf.ru/osmotr-pomeshheniya-nalogovymi-organami/

Налоговый контроль: как и когда проводится осмотр помещений | Контур.НДС+

Осмотр помещения налоговыми органами

Одним из инструментов налогового контроля является осмотр помещений. Как этот процесс проходит? В каких случаях налоговые инспекторы могут к нему прибегать? Может ли налогоплательщик отказать представителям ФНС в проведении осмотра?

Правовая основа

Полномочия осматривать помещение налогоплательщика проверяющим из ФНС дает подпункт 6 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса. Осмотру может быть подвергнуто любое помещение, которое субъект бизнеса использует в своей хозяйственной деятельности — производственное, складское, торговое и прочее.

Чтобы провести осмотр, представители налогового органа должны получить от проверяемого субъекта доступ на его территорию. Собственно, сама эта территория также может быть осмотрена. На основании пункта 5 статьи 92 НК РФ, представитель ФНС должен составить протокол осмотра.

Когда может быть произведен осмотр

Осмотр помещений и территории как мера налогового контроля может производиться:

  • в рамках выездной налоговой проверки;
  • в рамках камеральной налоговой проверки — в строго определенных случаях;
  • вне рамок проверочных мероприятий.

Осмотр при выездной проверке

Проведение осмотра при ВНП регламентировано пунктом 1 статьи 92 НК РФ. В ней сказано, что должностное лицо налогового органа, который производит выездную проверку, вправе осматривать территорию и помещение налогоплательщика для выявления значимых обстоятельств.

Если выездная проверка приостановлена, то в период приостановки проводить осмотр запрещено.

Осмотр при камеральной проверке

Территория и помещения проверяемого субъекта могут быть осмотрены в ходе камеральной проверки по НДС-декларации, которая:

  • содержит сумму НДС к возмещению;
  • содержит несоответствия, которые говорят о том, что налогоплательщик либо занизил сумму НДС к уплате, либо завысил налоговый вычет.

С согласия проверяемого лица его предметы и документы могут быть осмотрены вне проверки

Осмотр вне рамок проверки

Должностное лицо может осматривать предметы и документы налогоплательщика и за рамками проверки в двух случаях:

  1. Если они были получены при осуществлении налогового контроля.
  2. Если налогоплательщик согласен на их осмотр.

Процесс проведения осмотра в отношении компаний и ИП

Итак, налоговые инспекторы приехали к вам на осмотр. Дадим ответы на вопросы, которые при этом обычно возникают у проверяемых налогоплательщиков.

На основании каких документов действуют инспекторы?

Это зависит от того, на каком основании они проводят осмотр:

  1. При выездной проверке — на основании решения руководства ИФНС о проведении выездной налоговой проверки.
  2. При камеральной проверке — на основании мотивированного постановления должностного лица ИФНС о проведении осмотра в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 8.1 статьи 88 Кодекса. Постановление составляется специалистом, который осуществляет камеральную проверку декларации по НДС, и утверждается руководителем ИФНС либо его заместителем.

Явившись на осмотр, специалисты ИФНС должны предъявить один из упомянутых документов вместе со служебными удостоверениями.

Предупреждают ли инспекторы о визите?

Налогоплательщику может быть заранее направлено уведомление о проведении осмотра его территории и помещений. Однако Налоговый кодекс не содержит положений, которые обязывают специалистов и ФНС заранее об этом предупреждать. Так что визит инспектора может стать сюрпризом.

В какое время может быть произведен осмотр?

Инспекторы могут прийти на осмотр только в рабочее время, которое устанавливается по правилам внутреннего трудового распорядка.

Если специалисты ИФНС придут за рамки этого времени, налогоплательщик вправе им отказать. Бывает, что осмотр затягивается, то есть рабочий день организация подошел к концу, а осмотр еще нет.

В этом случае процесс можно продолжить с согласия проверяющего.

Что могут и что не могут осматривать инспекторы?

Налоговый кодекс не содержит положений, которые запрещают инспекторам осматривать определенные предметы либо устанавливают в их отношение какие-то специальные правила. Все, что по мнению инспектора, может иметь значение для проверки, подлежит осмотру. Проверяющие могут в процессе фотографировать и снимать на видео, копировать документы.

Вправе ли проверяющие осматривать ПО на компьютере?

Инспекторы могут осмотреть компьютер налогоплательщика — ПО и содержащуюся на нем информацию

Да, это законно (определение ВС РФ от 17.07.2017 г. № 302-КГ17-8315).

Сам по себе компьютер не несет никакой информации, а вот данные, которые на нем хранятся, могут иметь значение для полноты налоговой проверки. По сути, это те же документы, только в электронном формате.

Однако без просмотра установленных программ провести осмотр ПК невозможно, поэтому проверяющие могут запускать и осматривать ПО.

Кто должен присутствовать при осмотре?

Осмотр производится в присутствии проверяющих должностных лиц и понятых.

Если последних нет, это является нарушением, которое может повлечь непризнание судом доказательств, полученных в ходе осмотра.

Однако на практике бывало, что суды, признав неправомерность проведения осмотра без понятых, все же соглашались с его выводами о том, что деятельность контрагента проверяемого субъекта в действительности не велась.

Что будет, если налогоплательщик откажется пускать проверяющих?

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса, а также статьи 19.7.6 КоАП, незаконное недопущение должностного лица налогового органа на территорию проверяемого субъекта считается воспрепятствованием доступа. Ответственный сотрудник в группе проверяющих должен в этом случае составить акт, который подписывается обеими сторонами.

На должностное лицо налогоплательщика будет наложен штраф в размере 10 тыс. рублей.

Кроме того, пункт 3 статьи 91 НК РФ дает в таком случае право инспекторам самостоятельно определить сумму налога к уплате по имеющимся сведениям и аналогичным случаям.

Это право подкреплено определением ВС РФ от 24.10.2017 г. № 308-КГ17-15031. То есть начислить к уплате могут весьма значительную сумму, оспорить которую в судебном порядке будет непросто.

Осмотр помещения физлица

Может ли представитель ФНС провести осмотр помещения, которое принадлежит физическому лицу, а не субъекту бизнеса? Ведь граждане также являются налогоплательщиками и в некоторых случаях могут быть подвергнуты выездной налоговой проверке. В частности когда применяют имущественный вычет на новое строительство в пределах 2 млн рублей.

В качестве подтверждения произведенных расходов физические лица предоставляют кассовые и товарные чеки, квитанции ПКО, выписки из банка, акты и прочие документы.

Однако налоговый орган по месту жительства физлица может принять решение о проведении в его отношении выездной налоговой проверки. Этот процесс регулируется статьей 89 Налогового кодекса.

В результате проверки инспекция может подтвердить право гражданина на имущественный вычет либо отказать в его предоставлении.

Важный нюанс! Российское законодательство не позволяет должностным лицам проникать в жилые помещения без согласия проживающих в них лиц. Таким образом, если гражданин не хочет, он может не пускать выездную проверку на свою территорию.

В этом случае проверка будет проводиться по месту нахождения налогового органа. В ее рамках проверяющие смогут:

  • запросить у физлица документы;
  • требовать представления документов и информации в отношении проверяемого гражданина у лиц, которые могут ею располагать;
  • осматривать все, что располагается в нежилых помещениях проверяемого лица;
  • допросить физических лиц — свидетелей с целью выяснить значимую для налогового контроля информацию;
  • привлечь экспертов и иных специалистов.

Источник: https://kontursverka.ru/stati/nalogovyj-kontrol-kak-i-kogda-provoditsya-osmotr-pomeshhenij

Как проводится осмотр помещений и территорий в ходе налоговой проверки – НалогОбзор.Инфо

Осмотр помещения налоговыми органами

Налоговая инспекция вправе провести осмотр территории и помещений организации в следующих случаях:

  • в ходе выездной налоговой проверки;
  • в ходе камеральной проверки декларации по НДС.

Это следует из положений статьи 92 Налогового кодекса РФ.

Какие помещения осматривают

Осматривать помещения (территории) организации налоговые инспекторы вправе в ходе выездной налоговой проверки, а также в ходе камеральной проверки декларации по НДС (подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 82, п. 13 ст. 89, п. 2 ст. 91, ст. 92 НК РФ).

Налоговые инспекторы обязательно проведут осмотр, если у них есть следующие данные:

– организация получила товарно-материальные ценности, но не отразила их в учете;

– у организации есть мощности и ресурсы, которые она использует в деятельности, не заявленной в учредительных документах;

– организация не отразила в отчетности или отразила в заниженном размере выручку от реализации произведенной продукции.

Об этом сказано в пункте 6.5 письма ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12837.

Осмотру подлежат производственные, складские, торговые и любые другие помещения и территории, которые организация использует в своей деятельности (подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК РФ).

При этом доступ инспекции в жилые помещения без согласия жильцов запрещен. Исключение составляют случаи, когда инспекции предоставлен такой доступ на основании федеральных законов или судебного решения (п.

 5 ст. 91 НК РФ).

Подробнее о правомерности проведения осмотров помещений (территорий) в ходе камеральных налоговых проверок см. Какие полномочия имеет налоговая инспекция при камеральной проверке.

Основание для осмотра

Чтобы провести осмотр помещений и территорий в ходе выездной налоговой проверки, оформлять специальное решение инспекции не требуется. Для доступа на территорию или в помещение проверяемой организации сотрудникам инспекции, непосредственно проводящим налоговую проверку, достаточно предъявить свои служебные удостоверения и решение о проведении выездной проверки.

Если же инспекторы решили провести осмотр в рамках камеральной проверки декларации по НДС, то помимо служебных удостоверений они обязаны предъявить специальный документ – мотивированное постановление. Данное постановление должно быть утверждено руководителем (заместителем) инспекции.

Это следует из положений пункта 1 статьи 91 Налогового кодекса РФ.

Уведомление об осмотре

Ситуация: обязана ли инспекция уведомлять организацию о времени и месте проведения осмотра?

С одной стороны, в Налоговом кодексе не предусмотрено требование к инспекции уведомлять организацию о времени и месте проведения осмотра (ст. 92 НК РФ).

С другой стороны, представители проверяемой организации вправе участвовать в проведении осмотра (п. 3 ст. 92 НК РФ). Но чтобы реализовать это право на практике, организация должна быть извещена о времени и месте проведения осмотра.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что инспекция все же обязана уведомлять организацию о времени и месте проведения осмотра. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 19 августа 2009 г.

№ КА-А41/8084-09, Центрального округа от 11 июля 2008 г. № А64-6856/07-19).

Отказ в доступе инспекторов

Если в ходе проверки (выездной или камеральной по НДС) организация препятствует доступу сотрудников инспекции к своим территориям и помещениям (за исключением жилых помещений), руководитель проверяющей группы составляет об этом акт по форме, утвержденной приказом ФНС России от 6 марта 2007 г. № ММ-3-06/106.

Акт должен быть подписан с двух сторон: руководителем проверяющей группы и представителем проверяемой организации. Если представитель организации откажется подписать акт, руководитель проверяющей группы сделает об этом соответствующую запись в акте. Это следует из положений пункта 3 статьи 91 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, инспекция получит право самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате (абз. 2 п. 3 ст. 91 НК РФ).

При этом в расчетах инспекция будет опираться не на фактические данные, которые она могла бы получить в ходе осмотра, а на другие доступные ей сведения.

Например, инспекция может использовать сведения, полученные в других организациях, схожих с проверяемой. Это следует из положений абзаца 2 пункта 3 статьи 91 Налогового кодекса РФ.

Также налоговая инспекция вправе оштрафовать организацию и ее должностных лиц.

Участники осмотра

Осмотр помещений и территорий в ходе налоговой проверки (выездной или камеральной по НДС) сотрудники инспекции обязаны проводить в присутствии понятых (п. 3 ст. 92 НК РФ).

Их присутствие необходимо для подтверждения содержания и результатов осмотра, а также фактов, выявленных в процессе осмотра (п. 5 ст. 98 НК РФ). В качестве понятых проверяющие могут пригласить любых незаинтересованных лиц (п. 2 ст. 98 НК РФ).

Например, привлекать в качестве понятых других сотрудников инспекции проверяющие не вправе (п. 4 ст. 98 НК РФ). В проведении осмотра должно участвовать не менее двух понятых (п. 2 ст. 98 НК РФ).

Нарушение указанных требований со стороны инспекции (например, проведение осмотра без понятых или в присутствии одного понятого) может стать основанием того, что результаты осмотра не будут учтены в качестве доказательств при рассмотрении материалов проверки.

Помимо понятых, в проведении осмотра вправе участвовать:

– представители проверяемой организации;

– приглашенные инспекцией специалисты.

Об этом говорится в пункте 3 статьи 92 Налогового кодекса РФ.

При необходимости в ходе осмотра сотрудники инспекции могут провести фото- и киносъемку, видеозапись и иные действия по своему усмотрению (п. 4 ст. 92 НК РФ).

Оформление результатов

По итогам осмотра помещений и территорий проверяющие составляют протокол по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338 (п. 5 ст. 92 НК РФ).

Протокол составляется на русском языке (п. 1 ст. 99 НК РФ) и должен содержать следующие данные:

– наименование протокола (например, протокол осмотра помещения по адресу…);

– место и дату составления;

– время начала и окончания осмотра;

– должность, Ф.И.О. инспектора, который составил протокол;

– сведения о лицах, которые участвовали в осмотре (их Ф.И.О., адрес, гражданство и т. п.);

– сведения об объектах осмотра (помещениях, территориях) и их местонахождение;

– подробное описание результатов осмотра.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 99 Налогового кодекса РФ.

Протокол подписывают все лица, которые принимали участие в осмотре. При этом и понятые, и представители организации, и приглашенные инспекцией специалисты могут внести в протокол или приложить к нему свои замечания. Об этом говорится в пункте 3 статьи 99 Налогового кодекса РФ.

Если в ходе осмотра была проведена фото- и видеосъемка, видеозапись или иные действия, то снимки, негативы, киноленты, видеозаписи и иные материалы, полученные в ходе осмотра, должны быть приложены к протоколу (п. 5 ст. 99 НК РФ).

Нарушения при осмотре

Ситуация: вправе ли инспекция при рассмотрении материалов налоговой проверки использовать в качестве доказательства результаты осмотра (протокол осмотра)? Осмотр проведен с нарушением требований законодательства (например, без участия понятых).

Ответ: нет, не вправе.

При рассмотрении материалов налоговой проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ).

В Налоговом кодексе РФ определены правила проведения осмотра (ст. 92 НК РФ) и порядок оформления протокола осмотра (ст. 99 НК РФ). Нарушение указанных норм дает основания полагать, что результаты осмотра (протокол осмотра) получены с нарушением Налогового кодекса РФ.

Следовательно, инспекция не вправе использовать их в качестве доказательства при рассмотрении материалов налоговой проверки. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода.

Так, суды не признают результаты осмотра (протоколы осмотра) в качестве доказательств при рассмотрении материалов налоговой проверки, если инспекция:

– провела осмотр без участия понятых (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 25 мая 2009 г. № А48-3866/08-17, Московского округа от 24 июля 2009 г. № КА-А41/6959-09, от 20 апреля 2009 г. № КА-А41/2243-09, от 28 января 2008 г. № КА-А41/14543-07, Поволжского округа от 17 февраля 2009 г. А55-9574/2008, Северо-Западного округа от 27 марта 2007 г. № А05-9810/2006-34);

– провела осмотр с участием одного понятого, о чем свидетельствует единственная подпись понятого в протоколе (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 26 июля 2007 г. № А21-409/2007, от 29 ноября 2006 г. № А56-58556/2005, от 2 ноября 2006 г. № А56-15090/2006);

– привлекла в качестве понятых заинтересованных лиц – сотрудников инспекции или работников проверяемой организации (см., например, определение ВАС РФ от 21 ноября 2007 г.

№ 15627/07, постановления ФАС Северо-Западного округа от 13 сентября 2007 г. № А05-419/2007, от 6 июня 2007 г. № А21-7086/2006, от 27 марта 2007 г.

№ А05-9810/2006-34, Западно-Сибирского округа от 28 июня 2007 г. № Ф04-4058/2007(35465-А46-27));

– внесла исправления в протокол, которые не заверены подписями понятых (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29 ноября 2004 г. № А79-3216/2004-СК1-3262);

– не оформила протокол осмотра (см., например, постановление ФАС Московского округа от 28 января 2008 г. № КА-А41/14543-07).

Ответственность

Внимание: за незаконный отказ в доступе (незаконное воспрепятствование доступу) сотрудников налоговой инспекции на территорию (в помещения) организации к ее должностным лицам (например, к руководителю) может быть применена административная ответственность. Размер штрафа составляет 10 000 руб. (ст. 19.7.6, ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ).

Источник: http://NalogObzor.info/publ/nalogovye_proverki/kak_provoditsja_osmotr_pomeshhenij_i_territorij_v_hode_nalogovoj_proverki/14-1-0-306

Осмотр помещений контрагента

Осмотр помещения налоговыми органами

Приветствую посетителей «Блога Фискала»! Сегодня рассмотрим вопрос: Имеют ли право налоговые органы проводить осмотр помещений контрагента проверяемого налогоплательщика?

Предыстория вопроса

Одной налоговой Инспекцией проводиться выездная налоговая проверка. Проводящие проверку инспектора хотели направить поручение о проведение осмотра контрагента в налоговую Инспекцию по месту учета контрагента.

Однако начальница Инспекции сказала им самим провести осмотр помещений контрагента. В связи с этим участник «Форума налоговиков – Фискалы.

Ру» в теме «Осмотр помещений контрагента не состоящего на учете в Инспекции» задается вопросом о правомерности проведения осмотра помещений организации состоящей на учете в другой налоговой Инспекции.

Читаем Кодекс

Для начала давайте посмотрим, что нам предписали законодатели в Налоговом кодексе – ст. 92 НК РФ.

п. 1 ст. 92 НК РФ: должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков), в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.

Т.е. п. 1 ст. 92 НК РФ дает право налоговым органам проводить осмотр территорий, помещений, документов и предметов только налогоплательщика, у которого проводиться выездная проверка. Также стоит отметить, что данный пункт позволяет провести осмотр только инспекторам включенным в состав проверяющей группы.

  п. 2 ст. 92 НК РФ: осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

Как видно из приведенной нормы п. 2 ст. 92 НК РФ проведение осмотра вне рамок выездной проверки допускается только в отношении документов и предметов, и только с согласия владельца.

  п. 3 ст. 92 НК РФ — осмотр производится в присутствии понятых.

При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты.

  п. 4 ст. 92 НК РФ — в необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия.

  п. 5 ст. 92 НК РФ — о производстве осмотра составляется протокол.

Таким образом, положения ст. 92 НК РФ не наделяют налоговые органы правом проводить осмотр территорий и помещений организаций вне рамок выездных налоговых проверок. В том числе нельзя проводить осмотр контрагента проверяемого налогоплательщика, как налоговому органу проводящему выездную проверку, так и налоговому органу по месту учета контрагента.

Позиция судов по вопросу правомерности проведения осмотра помещений и территорий контрагента проверяемого налогоплательщика

Судебная практика весьма разнообразна. Суды то принимают протоколы осмотров помещений контрагентов, то не принимают.

Отдельно стоит учесть позицию Пленума ВАС РФ высказанную в проекте Постановления «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ», который так до сегодняшнего дня так и не перерос статус «проекта»… Так в п. 23 данного проекта указано:

Пунктом 1 ст. 82 НК РФ осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), назван в качестве одной из форм налогового контроля.

Однако положения статей 91 и 92 Кодекса, регламентирующие соответствующие полномочия налоговых органов, прямо указывают на то, что осмотр территорий (помещений) налогоплательщика и доступ на территорию (в помещение) налогоплательщика возможен только в связи с проведением в отношении данного налогоплательщика выездной налоговой проверки.

Следовательно, в контексте действующего законодательного регулирования осмотр помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли), не может рассматриваться в качестве самостоятельной формы налогового контроля и осуществляться вне рамок выездной налоговой проверки.

Суть большого количества судов по данному вопросу можно выразить следующим образом. В случае, если налоговым органам собрана сильная доказательная база по контрагенту-однодневке, то суды принимают и протокол осмотра.

Если нет то, отменяя решение налогового органа, заодно и протокол осмотра судом не принимается.

При этом отрицательные решения для налоговых органов в основном звучат в случаях осмотров вне рамок выездных проверок, а не осмотров контрагентов, хотя, на мой взгляд, это одно и тоже с точки зрения Кодекса.

Осмотр территорий и помещений контрагента неправомерен

Так, например, ФАС ПО в Постановлении от 08.12.2011 г. по делу № А55-3314/2011 указал:

Правомерно не принят довод налогового органа о том, что в ходе повторной выездной налоговой проверки был проведен осмотр юридического адреса ООО «Сфера», в результате которого выявлено, что ООО «Сфера» по данному адресу не находится и никогда не находилось, поскольку ответчиком осмотр помещения (территории) производился в 2010 году, при этом гражданско-правовые отношения между заявителем и его контрагентом по поставке продукции имели место в 2007 году и в соответствии со статьей 92 НК РФ осмотр помещений может проводиться только в рамках выездной налоговой проверки и только в отношении того лица, которое проверяют.

Следовательно, протокол осмотра помещения контрагента не может являться доказательством получения необоснованной налоговой выгоды заявителем.

Осмотр территорий и помещений контрагента правомерен

Примером противоположной указанной выше позиции ФАС ПО может служить Постановление ФАС ВСО от 23.09.2010 г. № А33-166/2010, в котором указано следующее:

Согласно статье 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Подпунктами 2, 6 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые органы праве: проводить проверки в порядке, установленном Кодексом; в порядке, предусмотренном статьей 92 настоящего Кодекса, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории.

В пункте 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Налоговый контроль проводится посредством налоговых проверок (в том числе и камеральных), получения объяснений налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сбора), проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

В силу статьи 92 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.

Пунктами 3, 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.

1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговым органам также предоставлено право осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, определяемых Кодексом, в том числе путем обследования с соблюдением соответствующего законодательства Российской Федерации при осуществлении своих полномочий производственных, складских, торговых и иных помещения организаций и граждан.

Суды пришли к правильному выводу о том, что из анализа названных норм права в совокупности следует, что формы налогового контроля не могут ограничиваться лишь рамками выездных и камеральных налоговых проверок. Осмотр помещений, используемых для извлечения дохода (прибыли), может являться одним из способов налогового контроля.

Кроме того, из статьи 92 Налогового кодекса Российской Федерации не следует запрет на осмотр помещений и территорий контрагентов налогоплательщика, в отношении которого проводится проверка, с целью подтверждения правильности информации, отраженной в представленных им первичных документах.

Судом первой и апелляционной инстанции установлено, что налоговая инспекция в пределах установленной законом компетенции провела осмотр помещений в качестве мероприятий налогового контроля.

Доводы кассационной жалобы в данной части основаны на неправильном применении указанных выше норм материального права и не влияют на правильность вывода судов о соответствии оспариваемых действий налоговой инспекции Налоговому кодексу Российской Федерации.

Суды пришли к обоснованному выводу о том, что иное их толкование противоречило бы осуществлению налоговыми органами действенного и своевременного контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исполнения обязанности по уплате налогов и сборов недобросовестными налогоплательщиками, сообщающими при подаче заявления о государственной регистрации юридического лица, заявления о внесении изменений в учредительных документы юридического лица недостоверные сведения об юридическом адресе налогоплательщика и другой информации.

При этом апелляционный суд правильно указал, что сам по себе факт осмотра не принадлежащих обществу территорий и помещений не нарушает его права и законные интересы, в связи с чем основания для признания незаконными действий налоговой инспекции по осмотру помещений и составлению по их результатам протоколов отсутствуют.

Довод общества о том, что использование полученной с нарушением законодательства информации также является незаконным в силу статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает имущественные права налогоплательщика, несостоятелен.

Как налоговики должны доказывать, что контрагент по адресу не располагается?

У читающих данную статью налоговиков, наверное, возникает вопрос: какие мероприятиями нужно провести, что бы собирать доказательную базу о том, что контрагент не находится по месту нахождения и не каких вопросов к данным мероприятиям не у налогоплательщика, не у суда не возникало?

Я рекомендует провести следующие мероприятия:

  • установить собственников помещений по месту нахождения контрагента-однодневки;
  • получить у собственников помещений копии свидетельств о регистрации права собственности на помещения, копии договоров аренды (субаренды – при наличии) с контрагентом – путем истребования документов по ст. 93.1 НК РФ (встречная проверка);
  • провести допросы собственников (представителей собственников) помещений на предмет наличия договора аренды (субаренды) с контрагентом-однодневкой.

Если контрагент-однодневка зарегистрирован по несуществующему адресу, то данный факт следует зафиксировать путем направления запросов в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества, обладающие сведениями о регистрации адресов объектов недвижимости, а также в территориальные отделения Почты России.

Стоит ли контрагенту позволять налоговикам проводить осмотр помещений и территорий?

Как и описывалось выше, у налоговых органов нет полномочий проводить осмотр территорий и помещений контрагента. Поэтому, отказ контрагента в доступе налоговиков на территорию (в помещение) не влечет для него не каких последствий.

*****

Компания «Кан-Строй» осуществляет следующие работы по благоустройству территорий: озеленение, земляные работы, вывоз грунта/снега/мусора, асфальтирование, ландшафтный дизайн и многое другое. Подробнее http://kan-stroy.ru/

Источник: http://blogfiscal.ru/?p=7304

Осмотр как вид налогового контроля

Осмотр помещения налоговыми органами
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Осмотр как вид налогового контроля

Осмотр помещений и предметов может сопровождаться фото- и киносъемкой, видеозаписью.

Процедура осмотра представляет собой особый вид налогового контроля, направленный на проверку исполнения требований действующего налогового законодательства РФ.

Проведение осмотра зданий, сооружений, жилого дома, магазина, комнаты и иного имущества, направлено, прежде всего, на максимально близкое и точное изучение окружающей обстановки с целью выявления и фиксирования каких-либо нарушений.

Помимо этого, основные задачи осмотра направлены на защиту интересов и законных прав налогоплательщиков.

Статья 92 НК РФ предусматривает, что осмотр зданий, жилого дома и иных сооружений может проводиться как в ходе камеральной, так и выездной проверки.

Все существующие виды осмотра имущества, а также действующие правила, требования и основания, содержит статья 92 НК РФ. Такой вид осмотра, как осмотр квартиры, может потребоваться в том случае, если в роли налогоплательщика выступает индивидуальный предприниматель, проживающий по конкретному адресу.

Осмотр квартиры и иных сооружений предполагает изучение внутренней обстановки, внимание к определенным деталям и т.д. Осмотр объектов складского назначения, а также исследование других зданий магазина может понадобиться для проверки грамотности и верности бухгалтерского учета, а также отражения соответствующих данных в декларации.

Требования к осмотру

Законодательство РФ и статья 93 НК РФ устанавливают определенный порядок, правила, основания, а также требования к осмотру зданий, сооружений, жилого дома, магазина и т.д. Осмотр территорий входит в компетенцию только уполномоченного лица, вмешательство посторонних в данных процесс не допустимо.

Статья 92 НК РФ предусматривает, что, если осмотр помещения и необходимость проведения проверки жилого дома, зданий, магазина и иного недвижимого имущества возникли прямо в ходе выездной проверки, составление специального разрешения для этого не требуется.

Если же необходимость проведения осмотра возникла во время непосредственного осуществления выездной проверки, налоговый инспектор должен предъявить специальный документ – постановление на проведение осмотра жилого дома, зданий, сооружений, магазина, комнаты и иного имущества.

Данное постановление должно содержать в себе все необходимые разъяснения о причинах и необходимости проведения осмотра, а также об иных дополнительных нюансах, имеющих конкретное значение.

Если налоговый инспектор пытается осуществить осмотр документов, либо иного имущества, в рамках камеральной проверки, без соответствующего постановления от руководства налоговой инспекции, данные действия будут являться грубейшим нарушением действующих норм, которые содержит статья 91 НК РФ.

Правила проведения осмотра

Статья 93 НК РФ устанавливает определенные правила, требования, основания, а также порядок и сроки проведения осмотра помещений, зданий, жилого дома, магазина, комнаты и иного недвижимого имущества.

Осмотр территорий и сооружений начинается с основания, которое сможет подтвердить правомерность намерений налогового инспектора. Составление данного основания для осмотра имущества входит в обязанности налогового сотрудника.

Особенности осмотра зданий и сооружений предусматривают, что данная процедура должна проходить при обязательном присутствии понятых, выступающих в качестве свидетелей. В роли данных свидетелей могут выступать любые физические лица, не заинтересованные в результатах осмотра.

Помимо этого, установленные особенности осмотра, действующий порядок и правила предусматривают, что помимо понятых, в процедуре осмотра могут участвовать официальные представители организации, в отношении которой осуществляется данная проверка, а также специалисты, которые были приглашены налоговой инспекцией.

Заключительным этапом процедуры всегда является акт осмотра, который, в обязательном порядке, составляется и подписывается уполномоченным лицом. В нем  указываются все важные сведения: задачи осмотра, особенности осмотра и дата его проведения, порядок, способы и допустимые сроки и т.д.

Акт осмотра также будет включать в себя и нарушения, которые были выявлены в ходе осмотра зданий, сооружений и иного недвижимого имущества. Статья 93 НК РФ устанавливает, что акт осмотра является главнейшим документом, при отсутствии которого все результаты проведенной процедуры будут считаться недействительными.

Лица, участвующие при проведении осмотра

Статья 93 НК РФ и существующие особенности досмотра предусматривают, что на данной процедуре может присутствовать не только налоговый инспектор, но и иные лица.

Прежде всего, речь идет о понятых, которые выступают в роли свидетелей, наблюдают за ходом проведения процедуры, следят за поведением сторон, контролируют исследование жилого дома, магазина и иных сооружений, отмечают некоторые особенности осмотра, способы, сроки, обращают внимание на оформление всех необходимых документов и т.д. В роли понятых не могут выступать сотрудники других налоговых инспекций.

Следующими важными лицами, чье присутствие допускается во время проведения осмотра жилого помещения, комнаты, являются специально приглашенные специалисты, обладающие дополнительными знаниями или компетенцией. Виды их знаний могут понадобиться для дачи определенной характеристики, для дополнительных разъяснений, для проведения требующихся законодательных процедур и т.д.

Статья 94 НК РФ и действующие правила предусматривают, что осмотр документов, либо недвижимости также может проходить и в присутствии официальных представителей той организации или предприятия, в отношении которых и осуществляется данная проверка. Эти лица допускаются туда с целью защиты интересов налогоплательщика и возможности контролирования правомерности проводимого мероприятия.

Особенности осмотра

Осмотр налоговыми органами, как юридическая процедура, может иметь свои особенности, виды и установленные правила. Важным документом здесь будет являться протокол осмотра. Его оформление входит в компетенцию налогового инспектора, осуществляющего данную проверку.

Протокол осмотра должен включать в себя все виды сведений, так или иначе относящихся к данной проверке.

Например, дата составления протокола и проведения проверки, название организации, в отношении которой она осуществляется, сведения о правовом основании данной процедуры, а также иные нюансы, которые будут иметь важное значение. Помимо этого, протокол должен отразить и данные о самом налоговом инспекторе – его ФИО, должность.

Касаемо объектов проверки – о них должно быть кратно описано в документе. Протокол должен быть подписан абсолютно всеми лицами, которые принимали непосредственное участие в данной процедуре, включая приглашенных специалистов и официальных представителей юридического лица – организации, учреждения, предприятия и т.д.

Заключительным пунктом протокола всегда является описание результатов, полученных в ходе осуществленной проверки, с указанием нарушений, если таковые имеются.

Налоговым инспектором не могут быть использованы доказательства, найденные в результате проверки, в том случае, если данные доказательства были добыты незаконным путем, с нарушением установленных норм и порядка проведения осмотра.

Доказанный факт данных нарушений влечет за собой полное аннулирование всех результатов проведенного осмотра.

Источник: https://advokat-malov.ru/nalogovyj-kontrol/osmotr-kak-vid-nalogovogo-kontrolya.html

Об успешном бизнесе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: