Регламент проверки контрагентов, образец

Содержание
  1. Регламент проверки контрагентов при заключении договора
  2. Методика проверки контрагентов
  3. Выписка из ЕГРЮЛ
  4. Положение о проверке контрагентов: образец
  5. Что конкретно надо сделать, чтобы проверить контрагента и как оформить эту проверку?
  6. Регламент проверки контрагентов, образец | Группа Компаний Москворецкий Дом Аудита
  7. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  8. 2. СБОР И ФИКСАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ
  9. 3. ДАЧА РЕКОМЕНДАЦИЙ
  10. Карточка проверки контрагента
  11. Положение о проверке контрагентов образец – 2020
  12. II. Категории сделок, заключаемых с контрагентами
  13. Доступ к полной версии этого документа ограничен
  14. Должная осмотрительность и осторожность: формируем доказательную базу
  15. Документ, который закрывает все вопросы по должной осмотрительности
  16. Грамотный Регламент проверки контрагентов — вот что вам нужно, чтобы инспекция не придиралась к должной осмотрительности
  17. Что должно быть прописано в Регламенте проверки контрагентов?
  18. Что конкретно надо сделать, чтобы проверить контрагента и как оформить эту проверку?
  19. Как получить нужную для проверки информацию?
  20. Выводы
  21. Понравиласьстатья? Делитесь с друзьями, ставьте лайк и подписывайтесь наканал, чтобы не пропустить новые статьи!
  22. Внутренний регламент проверки контрагентов. Получить образец
  23. Проявляйте должную осмотрительность при выборе контрагентов
  24. Зачем надо проверять поставщика до сделки?
  25. Регламент проверки контрагентов. Чем поможет?
  26. Регламент проверки контрагентов. Что в него включить в обязательном порядке?
  27. 1. Порядок проведения проверки кандидата до совершения сделки:
  28. 2. Порядок хранения и объем требуемой информации:
  29. 3. Признаки недобросовестности контрагента, на что обратить особое внимание
  30. Вот онлайн — порталы, которыми я рекомендую пользоваться при проверке контрагента!
  31. ⚡️ Пишите, кому нужен регламент проверки контрагентов. Скинем бесплатно наш шаблон Положения по проверке контрагента!

Регламент проверки контрагентов при заключении договора

Регламент проверки контрагентов, образец

Проверка надежности контрагента проводится перед заключением договора с ним. Это необходимо, чтобы минимизировать риски признания соглашения о сотрудничестве недействительным. Из письма ФНС от 24.07.2015 г. № ЕД-4-2/[email protected] следуют такие критерии оценки потенциальных угроз:

  • полномочия руководителя фирмы-контрагента не имеют документальных подтверждений;
  • фактический адрес местонахождения контрагента не может быть определен;
  • в базе ЕГРЮЛ нет информации об этом юридическом лице;
  • по вопросу наличия у контрагента возможности выполнить условия договора возникают сомнения.

Методика проверки контрагентов

Процесс отбора из списка потенциальных поставщиков и исполнителей работ должен быть закреплен за одним или несколькими должностными лицами.

Этот блок функциональных обязанностей рекомендуется зафиксировать в их должностных инструкциях.

Ответственные работники при выявлении недобросовестных субъектов предпринимательства должны использовать методику, которую описывает локальный регламент проверки контрагентов (образец разрабатывается предприятиями самостоятельно).

На первом этапе взаимодействия с потенциальным контрагентом рекомендуется запросить у него стандартный комплект справок, выписок, свидетельств и других документов, позволяющих убедиться в реальности предприятия.

Документы для проверки контрагента:

  • копии свидетельств о регистрации и о постановке на налоговый учет;
  • устав;
  • выписка из базы данных ЕГРЮЛ;
  • справка, подтверждающая отсутствие долгов перед бюджетом по налоговым обязательствам.

При необходимости проанализировать текущее финансовое положение субъекта предпринимательства можно запросить информацию о численности персонала, стоимости основных или оборотных активов, опыте работы в конкретной рыночной нише. Допускается вариант с изучением последней бухгалтерской отчетности. Отказать в этом вопросе контрагент не может – отчетные документы законодательно отнесены в группу публичных сведений.

На следующих этапах помощь оказывает Федеральная налоговая служба – проверка контрагента будет производиться через подачу письменного запроса в контролирующий орган с целью получения достоверных сведений об интересующем предприятии. Подтвердить официальность статуса контрагента можно и на сайте ФНС. Возможности электронных сервисов сайта:

  • получение информации об организации из ЕГРЮЛ с учетом последних изменений;
  • проверка контрагента на банкротство;
  • в режиме онлайн можно узнать, не начата ли процедура ликвидации или реорганизации, не был ли руководитель фирмы дисквалифицирован за правонарушения.

Предоставляет все указанные сведения налоговая служба, проверка контрагента через электронные или письменные запросы в ФНС бесплатна. Сервисом сайта ФНС можно воспользоваться по адресу ]]> https://egrul.nalog.ru/ ]]> .

База ресурса ежедневно обновляется, в ней находится основная информация о контрагенте в статусе юридического лица или ИП. Проверка контрагента по наименованию на сайте может быть заменена поиском по номеру ИНН или ОГРН.

Рекомендуется ознакомиться и с содержанием актуальной картотеки арбитражных судебных разбирательств (на ]]> официальном сайте ВАС ]]> ). Это позволит быстро уточнить, не является ли фирма участником судебной тяжбы. Информацию о действующих исполнительных производствах можно получить из ]]> поискового сервиса ]]> на сайте ФССП.

Добросовестность контрагента можно перепроверить по лицензионным документам. Для этого надо воспользоваться поиском по реестру лицензий на сайте соответствующего ведомства.

Наличие полномочий у должностного лица со стороны контрагента по ведению переговоров и заключению сделок определяется несколькими способами:

  • в уставных документах указывается период актуальности прав назначенного руководителя по визированию документации;
  • в уставе может быть прописан пункт, запрещающий руководителю подписывать договоры по сделкам, стоимость которых превышает определенный учредителями денежный порог.

Дополнительной мерой подстраховки от споров с контролирующими органами может стать оформление акта выезда к потенциальному поставщику. Документ подтверждает реальность пребывания предприятия по адресу, прописанному в документах.

Если компания участвует в электронных торгах на аукционе, то при ценовом демпинге нормы Закона о госконтрактах № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. предписывают поставщику предъявить контракт на закупку товара и письмо о добросовестности контрагента.

Последний документ составляется в произвольной форме.

Выписка из ЕГРЮЛ

Можно получить в своей налоговой инспекции выписку из ЕГРЮЛ со сведениями о контрагенте. Это платная процедура:

  • 200 руб. за предоставление выписки на бумаге в течение 5 рабочих дней со дня подачи запроса;
  • 400 руб. за предоставление выписки на бумаге на следующий рабочий день со дня подачи запроса.

Зарегистрировавшись на сайте ФНС, можно получить бесплатную выписку с помощью сервиса «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа». Выписка будет подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.

Положение о проверке контрагентов: образец

Регламент и методика проверки потенциальных партнеров по сделкам разрабатываются субъектами хозяйствования самостоятельно, унифицированных форм, структуры не предусмотрено. В документе рекомендуется указывать лиц, которые назначаются ответственными за реализацию этого блока работ. В разных ситуациях может применяться индивидуальный алгоритм проверки контрагента:

  • расширенный инструментарий проверочных мероприятий применяется по отношению к недавно зарегистрированным компаниям, минимальный набор действий – для долго работающих фирм;
  • отдельный механизм взаимодействия можно предусмотреть для организаций, с которыми ранее уже заключались сделки;
  • разделять партнеров можно по суммам договоров.

Положение о проверке контрагентов содержит сведения о комплекте документов, которые ответственные лица должны запросить у потенциальных партнеров. В регламенте раскрывается информация, подлежащая сбору и анализу, порядок ее получения и методика обработки.

Документ утверждается директором и доводится для ознакомления ответственным лицам (под роспись). Рекомендуется регламентом установить срок хранения на предприятии базы данных по контрагентам, обозначить меры ответственности должностных лиц, способы их поощрения.

Что конкретно надо сделать, чтобы проверить контрагента и как оформить эту проверку?

Мы советует проверять контрагентов по 18-ти пунктам, которые должны быть изложены в Приложении к Регламенту. Что это за пункты? Например, нужно:

  • запросить у контрагента копии заверенных учредительных документов;
  • получить сведения из «Прозрачного бизнеса»
  • сравнить список физлиц-массовых директоров со списком учредителей контрагентов и т.д.

Как определить наиболее надёжного контрагента? Если по определённому пункту у него все хорошо (директор не номинал, адрес реальный и т.д.), то по этому пункту контрагент получает 0 баллов.

После того, как получена информация по всем 18-ти пунктам, нужно посчитать, сколько в сумме баллов набрал контрагент. Если много — работать с ним нельзя, он высокорисковый. Но здесь есть момент.

Что, если других претендентов на сотрудничество нет? В таком случае мы предлагаем прописать в Регламенте, что

Источник: https://morozova26.ru/registraciya-biznesa/polozhenie-o-proverke-kontragentov-na-blagonadezhnost.html

Регламент проверки контрагентов, образец | Группа Компаний Москворецкий Дом Аудита

Регламент проверки контрагентов, образец

НА ФИРМЕННОМ БЛАНКЕ ОРГАНИЗАЦИИ!

Утверждаю

Генеральный директор

ООО «Предусмотрительное»

_____________/__________/

(в редакции от «____» __________201__ г.)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящий Регламент устанавливает порядок проверки потенциального контрагента ООО «Предусмотрительное» (далее – Организация).

1.2. Настоящий Регламент разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации и является обязательным к исполнению должной осмотрительности при выборе и проверке контрагентов для заключения планируемых сделок (договоров) в целях снижения хозяйственных, налоговых рисков.

1.3. Лицом, ответственным за проведение проверки контрагентов, является ________________________________ (Ф.И.О., должность).

1.4. Уполномоченное лицо осуществляет проверку контрагентов на основании письменных запросов путем вручения непосредственно адресату (или: по почте заказным письмом по адресу: ____________________________________ (или: по адресу электронной почты контрагента).

1.5. Требования данного Регламента обязательны для всех сотрудников Организации, занимающихся заключением и исполнением договоров с контрагентами, а также для сотрудников, ответственных за проверку контрагентов.

1.6. Объем запрашиваемой информации при проверке контрагента зависит от категории, к которой относится заключаемая с ним сделка и от принятого решения в целях исполнения Уполномоченным лицом настоящего Регламента.

1.7. В зависимости от степени возможных рисков все сделки с контрагентами подразделяются на три категории:

– высокорисковые;

– среднерисковые;

– низкорисковые.

К высокорисковым сделкам относятся:

– договоры поставки или купли-продажи на сумму свыше 1 млн. руб., в том числе договоры, заключенные через посредников;

– договоры подряда или субподряда, оказания услуг или выполнения работ на сумму свыше 1 млн. руб. (за исключением договоров перевозки, договоров на оказание информационных, консультационных, юридических и маркетинговых услуг и договоров на проведение ремонтных работ);

– договоры перевозки на сумму свыше 300 000 руб.;

– договоры на оказание информационных, консультационных, юридических и маркетинговых услуг на сумму свыше 500 000 руб.;

– договоры на проведение ремонтных работ на сумму свыше 100 000 руб.;

– любые договоры независимо от их предмета и суммы, расчеты по которым производятся векселем или через третьих лиц;

– любые договоры независимо от их предмета и суммы, в которых предусмотрены нетипичные условия, отличающиеся от существующих обычаев делового оборота, в частности, представление отсрочки платежа на длительный срок, поставка крупных партий товаров без предоплаты, применение штрафных санкций, не сопоставимых с последствиями нарушения условий договоров.

К низкорисковым сделкам относятся договоры, заключенные непосредственно:

– с общеизвестными российскими и иностранными компаниями; — градообразующими предприятиями;

– государственными и муниципальными унитарными предприятиями (ФГУП и МУП), государственными и муниципальными учреждениями.

Если сделка с контрагентом, указанным в настоящем пункте, совершена через посредника — комиссионера, поверенного, дилера, дистрибьютора и т. п., она не является низкорисковой.

Категория, в которой относится такая сделка, определяется в зависимости от ее предмета и суммы.

К среднерисковым сделкам относятся все остальные сделки, которые не соответствуют признакам высоко- и низкорисковых.

1.8. Принципы настоящего Регламента позволяют снизить вероятность заключения сделок с недобросовестными контрагентами и проявить должную осмотрительность.

2. СБОР И ФИКСАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

2.1. Проверке подвергаются контрагенты по всем сделкам Организации.

2.2. Сбор информации осуществляется в объеме в соответствии с определением категории сделки в зависимости от степени риска.

Категория сделки заносится в лист согласования заключаемой сделки и в отчет о проверке контрагента.

2.3. Уполномоченное лицо осуществляет сбор следующих сведений:

– основные сведения об организации;

– выписка из ЕГРЮЛ;

– размер уставного капитала;

– виды деятельности;

– сведения ЕГРЮЛ;

– сведения о реорганизации;

– сайт организации;

– сведения о нахождении в федеральном реестре недобросовестных поставщиков;

– сведения о банкротстве;

– сведения о предоставлении отчетности в налоговый орган;

– сведения об участии в судебных процессах;

– сведения об исполнительных производствах;

– сведения об аффилированных лицах;

– сведения об имуществе;

2.4.

Поиск данных сведений Уполномоченное лицо осуществляет в любых общедоступных источниках путем направления письменных запросов в различные инстанции и любыми другими способами, не нарушающими законодательство Российской Федерации, с учетом алгоритма действий при выборе контрагента для обоснования Организацией проявления должной осмотрительности в целях избежания разногласий с налоговыми органами (Письмо ФНС России от 05.06.2017 N ЕД-4-15/10588).

2.5. Сбор данных осуществляется также путем направления запросов непосредственно потенциальному контрагенту.

2.6. Все сведения фиксируются в карточке проверки контрагента (Приложение № 1) к настоящему Регламенту.

3. ДАЧА РЕКОМЕНДАЦИЙ

3.1. После завершения сбора и фиксирования в карточке о проверке контрагента сведений Уполномоченное лицо анализирует их и дает рекомендации в виде письменного заключения относительно надежности контрагента, сроков заключения и длительности действия договоров с ними, каких-либо особенностей заключения сделок с ними.

Карточка проверки контрагента

ПоказательРезультат проверки
Наименование контрагентаООО «_________»
Сделка (договор), которую планируется заключить с контрагентом
Сумма сделки
Категория заключаемой сделки (согласно регламенту)
Для низкорисковых сделок:
Реквизиты контрагента на сайте ФНС России(сайт nalog.ru):ИННКППОГРНдата регистрации юридического лицаюридический адрес
ФИО руководителя контрагента и его должность
ФИО уполномоченного представителя контрагента и реквизиты его доверенности (если договор будет подписывать не генеральный директор контрагента)
Адрес сайта контрагента в интернете и дата его последнего обновления
Совпадают ли реквизиты, указанные на сайте ФНС России, с реквизитами, представленными контрагентом(указать, какие реквизиты не совпадают и вчем расхождение)
Совпадают ли реквизиты, указанные на сайте ФНС России, с реквизитами на сайте контрагента (указать, какие реквизиты несовпадают и в чем расхождение)
Для среднерисковых сделок (дополнительно):
Наличие выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП и дата, на которую она составлена
Совпадают ли реквизиты, указанные в выписке из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, со сведениями, представленными контрагентом(указать, какие реквизиты не совпадают и вчем расхождение)
Совпадают ли реквизиты, указанные в выписке из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, со сведениями на сайте ФНС России(указать, какие реквизиты не совпадают и вчем расхождение)
Есть ли в выписке из ЕГРЮЛ или ЕГРИП код по ОКВЭД, соответствующий тому виду деятельности, которую контрагент обязуется осуществлять по условиям договора
Необходима ли контрагенту лицензия, специальное разрешение на ведение деятельности или членство в СРО
Для высокорисковых сделок (дополнительно ко всему вышеперечисленному):
Не является ли адрес контрагента адресом массовой регистрации (по данным, указанным на сайте ФНС России)
Не является ли руководитель контрагента дисквалифицированным лицом (по данным, указанным на сайте ФНС России)
Не планируется ли исключение контрагента из ЕГРЮЛ по решению налоговых органов как недействующего юридического лица (по данным, указанным на сайте ФНС России)
Не принимал ли контрагент решение о ликвидации или реорганизации (по данным, указанным на сайте ФНС России)
Не числится ли контрагент в реестре недобросовестных поставщиков
Представляет отчетность в ИФНС
Результат поиска и анализа информации о контрагенте в интернете
Результат поиска и анализа судебной практики по контрагенту
Выступает в суде:
– как истец
– как ответчик
Исполнительные производства
Судом установлено, что лица, указанные в ЕГРЮЛ, не могли быть участниками организации или руководить ею

Решение лица, ответственного за проведение проверки контрагентов:

по итогам проведенной проверки риск работы с ООО «______» признан _____________ (высоким, средним, низким).

Должность ___________________/_______________/

«___» ____________ 2019 года

Источник: https://www.mdagroup.ru/tipovye-dokumenty/reglament-proverki-kontragentov.php

Положение о проверке контрагентов образец – 2020

Регламент проверки контрагентов, образец
Сегодня рассмотрим тему: “Положение о проверке контрагентов образец”, основанную на мнении ряда авторитетных источников. На все возможные вопросы вам ответит дежурный юрист.

«__» ____________ 20__ г.

Регламент проверки контрагентов

II. Категории сделок, заключаемых с контрагентами

6. Глубина проверки контрагента, то есть количество собираемых по нему сведений и документов, зависит от категории, к которой относится заключаемая с ним сделка.

7. В зависимости от степени возможных рисков все сделки с контрагентами подразделяются на три категории:

— высокорисковые;

— среднерисковые;

— низкорисковые.

7.1. К высокорисковым сделкам относятся:

— договоры поставки или купли-продажи на сумму свыше 1 млн руб., в том числе договоры, заключенные через посредников;

— договоры подряда или субподряда, оказания услуг или выполнения работ на сумму свыше 1 млн руб. (за исключением договоров перевозки, договоров на оказание информационных, консультационных, юридических и маркетинговых услуг и договоров на проведение ремонтных работ);

— договоры перевозки на сумму свыше 300000 руб.;

— договоры на оказание информационных, консультационных, юридических и маркетинговых услуг на сумму свыше 500000 руб.;

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

http://docs.cntd.ru/document/493747277

Должная осмотрительность и осторожность: формируем доказательную базу

  • подозрения в недобросовестности сторон сделки;
  • подозрения в получении необоснованной налоговой выгоды;
  • подозрения в сотрудничестве с фирмами-однодневками;
  • подозрения в создании группы аффилированных лиц в целях оптимизации налоговых платежей;
  • непроявление должной осмотрительности и осторожности в выборе контрагента;
  • отсутствие доказательств реальности совершения сделки;
  • отсутствие деловой цели при совершении сделки.

Все эти моменты налоговый орган пытается выяснить в рамках проведения камерального контроля, в том числе и углубленного, а также в рамках проведения предпроверочного анализа деятельности налогоплательщика и получить доказательства в рамках проведения ВНП.

Поскольку первые четыре из перечисленных выше пунктов, по сути, сводятся к одному – проверке налогоплательщиком деятельности контрагента, то давайте более подробно поговорим о том, как на сегодняшний день грамотно исполнить требование контролирующих органов о проявлении должной осмотрительности и осторожности в выборе контрагента.

Сразу отмечу, что, учитывая современные веяния в этом направлении, каждой организации имеет смысл в качестве внутреннего локального акта разработать положение, регламентирующее порядок действий его сотрудников для формирования досье на контрагента.

Я называю этот документ «Регламент соблюдения организацией принципа «должной осмотрительности». Чтобы облегчить вам эту работу, предлагаю посмотреть наиболее важные извлечения из него, которые я прокомментирую.

Источник: https://premium-vs.ru/polozhenie-o-proverke-kontragentov-obrazec/

Документ, который закрывает все вопросы по должной осмотрительности

Регламент проверки контрагентов, образец

Бизнесмены в России уже привыкли, что при выборе контрагентов нужно проявлять должную осмотрительность — то есть заранее проверить, может ли контрагент исполнить свои обязательства по договору. Но в первуюочередь проверять контрагента приходится для налоговой, чтобы она не объявила его фиктивным и не убрала входящий НДС и расходы.

Но что на практике нужно сделать, чтобы получить информацию о контрагенте? Какими документами оформить проявление должной осмотрительности? 

Грамотный Регламент проверки контрагентов — вот что вам нужно, чтобы инспекция не придиралась к должной осмотрительности

Когда налоговая вызывает директора на беседу или допрос, инспектор всегда спрашивает «Как вы проверяли своих контрагентов?» и задаёт массу уточняющих вопросов. 

На практике, если у вас в компании не внедрен Регламент проверки контрагентов, инспекция всегда может заявить (и, скорее всего, заявит), что предпринятые меры по проверке контрагентов были недостаточными и неполными, как бы вы ни проверяли отдельных контрагентов. 

Инспекции придётся согласиться с тем, что вы проявили должную осмотрительность, только если у вас утвержден Регламент проверки контрагентов, и ответственные за его исполнение сотрудники и отделы проверили контрагентов по всем пунктам, которые указаны в Регламенте. 

Что должно быть прописано в Регламенте проверки контрагентов?

Регламент проверки контрагентов — это документ, который утверждается решением общего собрания участников компании. Цель Регламента — не допустить заключения договоров с ненадежными компаниями. 

В Регламенте должны быть: 

  • упорядочена и расписана работа по проверке контрагентов;
  • определены критерии благонадежности контрагентов;
  • определены конкретные мероприятия по проверке контрагентов;
  • установлены требования и условия начала работы с контрагентом;
  • прописана ответственность сотрудников компании за нарушение Регламента.

Умно составленный Регламент выбора контрагентов грамотно «размывает» ответственность за их выбор между разными службами и сотрудниками компании. А значит, директор фирмы может не нести ответственность за выбор контрагента, даже если он оказался ненадежным. 

Что конкретно надо сделать, чтобы проверить контрагента и как оформить эту проверку?

Мы советует проверять контрагентов по 18-ти пунктам, которые должны быть изложены в Приложении к Регламенту. Что это за пункты? Например, нужно:

  • запросить у контрагента копии заверенных учредительных документов;
  • получить сведения из «Прозрачного бизнеса»
  • сравнить список физлиц-массовых директоров со списком учредителей контрагентов и т.д.

Как определить наиболее надёжного контрагента? Если по определённому пункту у него все хорошо (директор не номинал, адрес реальный и т.д.), то по этому пункту контрагент получает 0 баллов.

После того, как получена информация по всем 18-ти пунктам, нужно посчитать, сколько в сумме баллов набрал контрагент. Если много — работать с ним нельзя, он высокорисковый. Но здесь есть момент. 

Что, если других претендентов на сотрудничество нет? В таком случае мы предлагаем прописать в Регламенте, что 

работа с высокорискованным контрагентом возможна только на основании решения Комиссии, принятого не менее чем двумя третями ее членов, присутствующих на заседании Комиссии, и оформляется соответствующим протоколом. Протокол заседания Комиссии подписывается председательствующим и секретарем Комиссии.

То есть опять же директор компании выведен из-под удара — не он принимал решение о работе с этим контрагентом, а Комиссия. Значит, директор ответственности за выбор не несет.

Как получить нужную для проверки информацию?

Очень просто. Вы можете получить информацию:

  • от самого контрагента (устав, решение о создании компании);
  • из ЕГРЮЛ;
  • с помощью сервисов самой налоговой («Прозрачный бизнес», например, или сведения из реестра дисквалифицированных лиц).

Устав, решение и выписки у вас должны остаться в «бумажном» виде, а чтобы зафиксировать информацию, которую предоставляют сервисы налоговой, достаточно сделать скриншот экрана монитора, распечатать его и заверить подписью сотрудника, проводившего проверку. Также укажите дату создания скриншота. 

Выводы

Если в вашей компании не внедрён Регламент проверки контрагентов, то как бы вы ни проверяли отдельных контрагентов, инспекция может обвинить вас в том, что вы проверили их недостаточно. А значит, не проявили должную осмотрительность. 

Процедуры получения информации, определения рисков, сбора и фиксации сведений о контрагенте должны быть прописаны в соответствующем Регламенте. Верно составленный Регламент возлагает ответственность за получение информации о контрагентах на различные службы и сотрудников компании, выводя таким образом руководителя компании из зоны ответственности. 

Понравиласьстатья? Делитесь с друзьями, ставьте лайк и подписывайтесь наканал, чтобы не пропустить новые статьи!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/nalog_advocat/dokument-kotoryi-zakryvaet-vse-voprosy-po-doljnoi-osmotritelnosti-5e61ea431d477167e89d1330

Внутренний регламент проверки контрагентов. Получить образец

Регламент проверки контрагентов, образец

В современных реалиях каждая компания, контролирующая свои риски, должна иметь внутренний регламент по проверке контрагентов!

Это норма, которую диктует сама жизнь. Наличие такого внутреннего документа, а главное следование его порядку является хорошим показателем проявления должной осмотрительности. Да, не гарантирует 100 % защиты, но помогает снизить банковские, предпринимательские и налоговые риски, в том числе риск признания необоснованной налоговой выгоды.

Не секрет, что банки любят данный документ и регулярно запрашивают его, чтобы понять, насколько прозрачен бизнес с точки зрения  Закона о легализации №115 – ФЗ .

Налоговики же, как правило, такой документ не запрашивают. Их задача, в первую очередь – это снять расходы и НДС.

И чем лучше налогоплательщик подготовлен, чем более ответственно подходит к своему выбору, тем сложнее инспекторам отстоять свою позицию.

Проявляйте должную осмотрительность при выборе контрагентов

Понятия «должная осмотрительность» и «необоснованная налоговая выгода» были впервые введены Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». Пленум указал на то, что оценивая деятельность компании надо смотреть на 2 (два) важных аспекта ее жизнедеятельности:

  • Реальность совершения сделки;
  • Проявление должной осмотрительности.

Пункт 10 постановления N 53 разъясняет, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, только если инспекторами будет доказано следующее:

  • налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности;
  • налогоплательщику должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.

Эта позиция актуальна и в наши дни!
Налоговики стараются доказать факт фиктивности (нереальности) сделки, отсутствие проявления должной осмотрительности. Налогоплательщики же пытаются доказать, что они эту самую осмотрительность проявили и, что на момент сделки никаких негативных факторов деятельности выявлено не было.

Вот некоторые судебные решения, где проявление осторожности помогло налогоплательщикам в спорах с налоговой инспекцией.

Зачем надо проверять поставщика до сделки?

На мой взгляд, осторожность в выборе поставщика, осуществленная до начала взаимоотношений помогает минимизировать:

  1. Банковские риски;
  2. Налоговые риски;
  3. Предпринимательские риски.

Банковские риски связаны с возможностью получения «Отказов в проведении операций». Если поставщик не является благонадежным с точки зрения банков, то, совершая для него платеж, вполне реально получить запись в «черном списке» N 639-П. Это плохо сказывается на бизнесе, так как приводит к дополнительным потерям и блокировкам банковских счетов.

Налоговые риски связаны с тем, что совершая операции с неблагонадежным партнером можно лишиться и расходов, уменьшающих налоговую базу и НДС. Кроме того, придется заплатить пени и штрафы. В случае невозможности погасить свои налоговые обязательства возможно привлечение к субсидиарной ответственности.

Предпринимательские риски всегда связаны с тем, что доверяя тому, кто этого доверия не заслуживает, можно лишиться имущества.

Оценивая возможность заключения контракта, нужно обратить внимание на платежеспособность претендента, и возможность выполнить свои обязательства по договору.
Многих из вышеперечисленных рисков есть возможность избежать, если ответственно выбирать того с кем вести бизнес.

Прекрасные ценовые качества сделки – это не главный признак благополучной сделки. Надо думать о ее дальнейших последствиях и понимать все риски.

Регламент проверки контрагентов. Чем поможет?

Представим ситуацию, когда у компании есть четко приведенный порядок анализа кандидата перед заключением договора. Сотрудники следуют внутренним требованиям и отсекают многие опасные варианты на корню. Например, заключая договор на переработку продукции, вам предлагают прекрасную цену, но, по факту первичной проверки выясняется, что у переработчика нет

  1. требуемых производственных мощностей;
  2. человеческих ресурсов;
  3. нужного кода ОКВЭД для совершения операции.

Скорее всего, такой кандидат вряд ли справится с возложенной на него задачей. Возможно, требуется продолжить дальнейший поиск того, кто будет соответствовать всем необходимым условиям.

Регламент проверки контрагентов. Что в него включить в обязательном порядке?

Важно уделить достаточное внимание следующим факторам:

1. Порядок проведения проверки кандидата до совершения сделки:

  • Как проходит проверка.
  • Какие факты наличия имущества, мощностей, складских территорий и прочих ресурсов могут быть, как каким образом это фиксируется: фото, видео съемка объектов и т.д.
  • Какими интернет — ресурсами надо пользоваться, на что обратить особое внимание, как фиксируется информация.

2. Порядок хранения и объем требуемой информации:

  • Как правило, организация, заботящаяся о снижении своих рисков, устанавливает ведение «личных дел» по всем, с кем были подписаны договоры. В «личные дела» собираются все данные, полученные в ходе анализа. Это и документы, и фото, и видео и прочие документы, которые удалось собрать.
  • Проверяя контрагента на онлайн – ресурсах, важно правильно фиксировать полученную информацию. Для этого формируются скриншоты, которые распечатываются и подписываются ответственными лицами.  Не стоит забывать, что время составления документа должно предшествовать подписанию контракта.

      Только так, получится доказать, что все меры предосторожностей были приняты до сделки, а не во время проведения налоговой проверки.

3. Признаки недобросовестности контрагента, на что обратить особое внимание

На такие маркеры недобросовестности указал 53 Пленум ВАС от 12.10.2006г. Нелишним будет включить их в ваше внутреннее Положение и строго анализировать деятельность проверяемых компаний:

  • несостоятельность выполнения условий сделки в связи с, несоответствием времени и места нахождения имущества и материальных ресурсов;
  • отсутствие требуемых условий для достижения результатов в силу недостатка управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
  • нет обязательных для вида деятельности расходов;
  • нет производственных мощностей и прочих требуемых ресурсов в достаточных объемах;
  • организация создана менее, чем за 6 месяцев до совершения хозяйственной операции;
  • неритмичный характер деятельности; нарушение законодательства в прошлом;
  • разовый, не типичный характер операции;
  • осуществление операции не по месту нахождения контрагента;
  • использование цепочки посредников.

Возможно, само по себе наличие у кандидата некоторых из вышеперечисленных факторов и не говорит, что с ним нельзя работать. Но, если на это указывает несколько факторов, а в отдельных случаях достаточно и одного, то, скорее всего, стоить задуматься и отказаться от дальнейшего сотрудничества.

Более подробную информацию, на что обратить внимание при оценке кандидата на заключение сделки вы можете найти в моей статье:

Как проявить должную осмотрительность при выборе контрагента?

Вот онлайн — порталы, которыми я рекомендую пользоваться при проверке контрагента!

Анализируя возможность работы с тем или иным партнером воспользуйтесь:

В «личное дело» нового партнера, вместе с договором, складывайте для хранения распечатки из официальных вышеприведенных источников.

Внимание, будьте аккуратней!

1.  Запомните, что никакие распечатки из коммерческих систем не смогут доказать, что вы осторожно и взвешенно подошли к выбору кандидата. Суды такие доказательства не принимают и вот почему.

Как известно, все коммерческие системы берут сведения из официальных источников. Данные могут быть искажены, урезаны, не обновлены. Ответственность за неверные сведения коммерческие системы не несут.

Технический сбой и все! Поэтому, пользуйтесь и фиксируйте в «личном деле» скриншоты и документы только с официальных сайтов государственных служб.

2. Помните, проявлять осторожность в выборе контрагента надо не по формальным признакам! Многие бизнесмены считают, что достаточно запросить копии учредительных документов, свидетельства о гос. регистрации и выписку из ЕГРЮЛ и все будет в шоколаде! Такой подход — это утопия. Арбитражная практика это подтверждает:

Мало формального сбора доказательств, требуется выполнять и иные проверочные действия. Пропишите их в своем внутреннем нормативном акте и следуйте ему. Только так вы защитите свое дело от штрафов и доначислений!

⚡️ Пишите, кому нужен регламент проверки контрагентов. Скинем бесплатно наш шаблон Положения по проверке контрагента!

Если у вас остались вопросы, пишите в наш чат для живого общения в Телеграме:

по проблемам блокировок и налоговой оптимизиции, бух учету и другим вопросам:

Наш чат: T.me/smartbusinessmy

Наш канал: T.me/bux_smartbusiness

Источник: https://smartbusinessmy.ru/stati/reglament-proverki-kontragentov-skachat-obrazets/

Об успешном бизнесе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: