Рекомендации аудиторам 2020

Содержание
  1. МСФО-2020: обзор основных изменений с учетом возможности досрочного применения
  2. IFRS 16 «АРЕНДА»
  3. КРМФО (IFRIC) 23 «НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ В ОТНОШЕНИИ ПРАВИЛ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ»
  4. РЕШЕНИЯ ПОВЕСТКИ ДНЯ КОМИТЕТА ПО РАЗЪЯСНЕНИЯМ МСФО В 2019 ГОДУ
  5. РЕШЕНИЯ КОМИТЕТА ПО РАЗЪЯСНЕНИЯМ МСФО, ВЫПУЩЕННЫЕ В 2019 ГОДУ
  6. НОВЫЕ И ПЕРЕСМОТРЕННЫЕ СТАНДАРТЫ И РАЗЪЯСНЕНИЯ МСФО ДЛЯ РАННЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В ПЕРИОДЫ, ЗАКАНЧИВАЮЩИЕСЯ 31 ДЕКАБРЯ 2019 Г.
  7. Что нужно знать об обязательном аудите за 2020 год. Изменениям быть, но критерии аудита прежние — Финансы на vc.ru
  8. Об обязательном аудите вообще и критериях, не изменившихся в 2020 году
  9. А нам сдавать? Кто должен проходить обязательную аудиторскую проверку?
  10. Обязаловка, но польза
  11. Полезно знать. Условия обязательного аудита
  12. Как изменится система внутреннего контроля с 2020 года и кому понадобится штатный аудитор
  13. Почему внутренний контроль так и не стал эффективным
  14. Документ: Чтобы повысить эффективность внутреннего финансового контроля и аудита, законодатели внесли изменения в Бюджетный кодекс (Федеральный закон от 26.07.2019 № 199-ФЗ)
  15. На заметку: При ВФК сейчас трудозатраты связаны в основном с формированием документов, а не с самой проверкой
  16. Отменили внутренний контроль или нет
  17. Перечень 1. Что изменилось в части внутреннего контроля и аудита
  18. Важная деталь: Определите порядок формирования аудиторских групп, включая порядок назначения руководителя аудиторской группы, а также привлечения к проведению мероприятий ВФА должностных лиц ГАБС и экспертов
  19. Перечень 2. Стандарты по внутреннему финансовому аудиту
  20. Важная деталь: В рамках своей подведомственной сетки полномочия администратора бюджетных средств по ВФА передать можно, а за ее пределами – нет. ГАБС проводит ВФА самостоятельно, передавать такие полномочия кому-либо он не вправе
  21. Тест. Как организовать внутренний аудит
  22. Результат
  23. Чем будет заниматься внутренний аудитор
  24. Стандарты и регламенты внутреннего аудита
  25. Компоненты МОПП
  26. Стандарты
  27. Обязательные и дополнительные руководства
  28. Регуляторы на страже

МСФО-2020: обзор основных изменений с учетом возможности досрочного применения

Рекомендации аудиторам 2020

В 2020 году вступили в силу некоторые поправки к МСФО. Рассмотрим основные изменения за прошедший год и поправки, уже вступившие в силу с 2020 года.

Перечислим новые и пересмотренные стандарты и разъяснения МСФО, вступившие в силу в 2019 году, обязательные к применению для периодов, заканчивающихся 31 декабря 2019 года.

Новые стандарты:

Измененные стандарты:

1. Поправки к IAS 19 — Изменение и сокращение программ, погашение обязательств по программам вознаграждения.

2. Поправки к IAS 28 — Долгосрочные вложения в ассоциированные организации и совместные предприятия.

3. Поправки к IFRS 3, IFRS 11, IAS 12 и IAS 23, выпущенные в рамках процесса Ежегодных Усовершенствований МСФО 2015–2017.

4. Поправки к IFRS 9 — Условия о досрочном погашении с потенциальным отрицательным возмещением.

Разъяснения:

КРМФО (IFRIC) 23 «Неопределенность в отношении правил исчисления налога на прибыль».

IFRS 16 «АРЕНДА»

МСФО (IFRS) 16 предусматривает комплексную модель для выделения в договорах компонентов аренды и их представления в финансовой отчетности арендаторов и арендодателей.

Вопросы и проблемы, возникающие при применении IFRS 16, рассматриваются в серии публикаций, посвященных этому стандарту.

1. Поправки к МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам» — Изменение и сокращение программ, погашение обязательств по программам вознаграждения.

Поправки уточняют, что стоимость услуг прошлых периодов (или прибыли и убытки от погашения обязательств) рассчитываются путем оценки обязательства (актива) программы с установленными выплатами с использованием обновленных допущений и сравнением предлагаемого вознаграждения и активов программы до и после изменения программы (а также сокращения программы или полного погашения обязательств по программе).

При этом компания не должна учитывать эффект предельной величины активов (который может возникнуть, когда по программе с установленных выплатами есть профицит или когда к ней применяются минимальные требования к финансированию).

Поправки также требуют использования обновленных допущений, использованных при оценке стоимости услуг текущего периода и чистой величины процентов по чистому обязательству (активу) программы с установленными выплатами, чтобы определить стоимость услуг текущего периода и чистую величину процентов для оставшейся части отчетного периода после внесения изменений в программу.

Поправки уточняют, что в период после внесения изменений в программу, чистая величина процентов рассчитывается путем умножения чистого обязательства (актива) программы с установленными выплатами, переоцененного в соответствии с параграфом IAS 19:99, на ставку дисконтирования, использованную для переоценки

При этом также учитывается эффект от внесения взносов или выплаты вознаграждений по чистому обязательству (активу) программы с установленными выплатами.

2. Поправки к МСФО (IAS) 28 — Долгосрочные вложения в ассоциированные организации и совместные предприятия.

Поправки уточняют, что стандарт МСФО (IFRS) 9, включая его требования к обесценению, применяется к долгосрочным инвестициям в ассоциированные организации и совместные предприятия, которые составляют часть чистых инвестиций компании в эти объекты инвестиций.

3. Поправки к IFRS 3, IFRS 11, IAS 12 и IAS 23, выпущенные в рамках процесса Ежегодных Усовершенствований МСФО 2015-2017.

Поправки к МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнесов» уточняют, что, когда компания получает контроль над бизнесом, классифицированным как совместные операции, она применяет требования к объединению бизнеса, осуществляемому поэтапно, включая переоценку по справедливой стоимости ранее удерживаемой доли в совместной операции.

Поправки к МСФО (IFRS) 11 «Совместное предпринимательство» уточняют, что, когда компания, являющаяся стороной совместного предпринимательства, участвует в совместных операциях, но не имеет над ними совместного контроля, и получает потом совместный контроль над этим совместными операциями, компания не переоценивает ранее принадлежавшую ей долю в совместных операциях.

Поправки к МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль» поясняют, что организация должна признать налоговые последствия дивидендов в составе прибыли или убытка, прочего совокупного дохода или собственного капитала, в соответствии с тем, как компания первоначально признала операции, сформировавшие прибыль к распределению в виде дивидендов.

Поправки к МСФО (IAS) 23 «Затраты по заимствованиям» поясняют, что если отдельное заимствование остается непогашенным после того, как соответствующий ему актив готов к использованию по назначению или продаже, это заимствование становится частью общих заимствований компании, которые используются при расчете ставки капитализации по общим заимствованиям. (См. также параграф IAS 23:14.)

4. Поправки к МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» — Условия о досрочном погашении с потенциальным отрицательным возмещением.

Поправки исправляют непреднамеренные последствия включения в договор условия об «обоснованном дополнительном возмещении» (то есть потенциальном отрицательном возмещении) при досрочном погашении.

Поправки допускают, что финансовые активы с возможностью досрочного погашения, которые могут привести к получению держателем опциона на продление возмещения за досрочное погашение долга, удовлетворяют условиям SPPI-теста, если соблюдены указанные критерии.

Кроме того, поправки включают в Основы для выводов (Basis for Conclusions) мнение Совета по МСФО (IASB) относительно соответствующего учета финансовых обязательств, которые были изменены или заменены, но не прекращены.

IASB отмечает, что учет в таких случаях должен быть таким же, как при изменении финансового актива. Если меняется валовая балансовая стоимость, то это приводит к немедленному отражению этого изменения в составе прибыли или убытка.

КРМФО (IFRIC) 23 «НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ В ОТНОШЕНИИ ПРАВИЛ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ»

В разъяснении излагается подход к налоговому учету, когда есть неопределенность в отношении налоговых трактовок.

Разъяснение требует от компании:

РЕШЕНИЯ ПОВЕСТКИ ДНЯ КОМИТЕТА ПО РАЗЪЯСНЕНИЯМ МСФО В 2019 ГОДУ

Наряду со своей деятельностью по разработке формальных разъяснений к стандартам МСФО и вынесения на рассмотрение IASB поправок к стандартам, Комитет по разъяснениям МСФО (IFRS Interpretations Committee) регулярно публикует краткий обзор проблем, которые он решил не включать в свою повестку дня. Этот обзор часто сопровождается обсуждением принятых решений.

РЕШЕНИЯ КОМИТЕТА ПО РАЗЪЯСНЕНИЯМ МСФО, ВЫПУЩЕННЫЕ В 2019 ГОДУ

С января по сентябрь 2019 г. Комитет по разъяснениям МСФО опубликовал следующие решения повестки дня.

Эти решения также перечислены и описаны в едином документе: Compilation of Agenda Decisions — Volume 1.

Обновление IFRIC за январь 2019 г.IAS 37Учет депонированных сумм, связанных со спорными налоговыми обязательствами, помимо налога на прибыль
IFRS 15Оценка обещанных товаров или услуг
IAS 27Инвестиции в дочернюю компанию, учитываемые по первоначальной стоимости: Частичное выбытие
Инвестиции в дочернюю компанию, учитываемые по первоначальной стоимости: Постепенное приобретение
Обновление IFRIC за март 2019 г.IFRS 9Применение требования о высоковероятной прогнозируемой операции, когда производный инструмент классифицирован как инструмент хеджирования
Физические расчеты по фьючерсным договорам на покупку или продажу нефинансового объекта
Повышение кредитного качества при оценке ожидаемых кредитных убытков
Оздоровление кредитно-обесцененного финансового актива (то есть частичное или полное восстановление обесценения)
IFRS 11Продажа продукции участником совместных операций
Обязательства участника совместных операций, связанные с его долей в совместных операциях
IAS 23Капитализация затрат по заимствованию при постепенной передаче построенного актива
IAS 38Право покупателя на получение доступа к программному обеспечению поставщика, размещенному в облаке
Обновление IFRIC за июль 2019 г.Удержание криптоактивов
IFRS 15Затраты на выполнение договора
IFRS 16Права на использование недр
IAS 19Влияние потенциальной скидки на классификацию программы вознаграждения
Обновление IFRIC за сентябрь 2019 г.IFRS 15Компенсация за задержки или расторжение договора.
IFRS 16Ставка привлечения дополнительных заемных средств арендатором
IFRS 9Справедливая стоимость хеджирования валютного риска по нефинансовым активам
IAS 1Представление обязательств или активов, связанных с неопределенными налоговыми трактовками
IAS 7Раскрытие информации об изменениях в обязательствах, возникающих в рамках финансовой деятельности
IAS 41Последующие расходы на биологические активы

НОВЫЕ И ПЕРЕСМОТРЕННЫЕ СТАНДАРТЫ И РАЗЪЯСНЕНИЯ МСФО ДЛЯ РАННЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В ПЕРИОДЫ, ЗАКАНЧИВАЮЩИЕСЯ 31 ДЕКАБРЯ 2019 Г.

Параграф 30 IAS 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» требует, чтобы компании раскрывали потенциальное влияние новых и пересмотренных стандартов МСФО, которые были выпущены, но еще не вступили в силу.

Достаточность этих раскрытий в настоящий момент находится в центре внимания регулирующих органов.

В приведенном далее перечне приведены новые и пересмотренные стандарты МСФО, потенциальное влияние применения которых также должно быть рассмотрено и раскрыто в отчетности за 2019 год и в последующие периоды.

МСФО Дата вступления в силу — периоды, начинающиеся с указанной даты или позже:
Новые стандарты:
IFRS 17 «Договоры страхования»1 января 2021 г.*
Измененные стандарты:
Поправки к IFRS 10 и IAS 28 — Продажа или взнос активов в ассоциированную организацию или совместное предприятие инвестором.IASB решил в декабре 2015 г. отложить на неопределенный срок дату вступления в силу этих поправок
Поправки к Концептуальным основам МСФО (КО), включая поправки, связанные со ссылками в стандартах на КО.1 января 2020 г.
Поправки к IFRS 3 — Определение бизнеса.1 января 2020 г.
Поправки к IAS 1 и IAS 8 — Определение существенности.1 января 2020 г.
Поправки к IAS 39, IFRS 7 и IFRS 9 — Реформа базовой процентной ставки.1 января 2020 г.

Подробнее читайте в статье.

Источник: https://promsfo.by/articles/element/msfo-2020-obzor-osnovnykh-izmeneniy-s-uchetom-vozmozhnosti-dosrochnogo-primeneniya/

Что нужно знать об обязательном аудите за 2020 год. Изменениям быть, но критерии аудита прежние — Финансы на vc.ru

Рекомендации аудиторам 2020

Последняя новость о повторном вынесении Минюстом на общественное обсуждение проекта нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, где про обязательный аудит говорится в части повышения штрафов, добавила поводов для волнения многим предпринимателям: ответить рублем придется не только за непредоставление обязательной для аудита отчетности и аудиторского заключения, но и за несоблюдение установленных сроков, и штрафы все-таки планируют повышать.

Расскажем, в каких случаях необходимо провести обязательный аудит, как это эффективно сделать, чтобы получить не только аудиторское заключение, но и страховку от налоговых претензий и предотвратить возможные штрафы.

Об обязательном аудите вообще и критериях, не изменившихся в 2020 году

1. Обязательный аудит — это ежегодная проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, подтверждающая ее достоверность; обязанность его проводить есть у тех, у кого:

1.1. Выручка > 400 млн руб. или валюта баланса > 60 млн руб. за предыдущий год.

1.2. Форма собственности: АО, банк, страховая компания, ОЗХС.

1.3. Консолидированная отчетность и иные особенности, соответствующие другим требованиям законов 307-ФЗ, 208-ФЗ

2. Доверить аудит лучше аудиторской компании, состоящей в действующем СРО и прошедшей внешний контроль качества своей деятельности, или частному аттестованному аудитору (тут высокие риски и есть запреты, например, если ваша организация является государственной корпорацией, негосударственным пенсионным фондом, кредитной, страховой организацией и т.д.).

3. С 1 января 2017 года деятельность аудиторов диктуют и Международные стандарты аудита (МСА).

А нам сдавать? Кто должен проходить обязательную аудиторскую проверку?

Список организаций для проведения обязательного аудита довольно большой, часто меняется и всегда в доступе на сайте Минфина РФ. Перечислим лишь критерии обязательного аудита:

  • акционерные общества;
  • все виды пенсионных фондов;
  • государственные компании;
  • участники рынка ценных бумаг;
  • кредитные организации;
  • политические партии и многие другие.

Подпадать под обязательную аудиторскую проверку могут и ООО, например, если ценные бумаги организации участвуют в торгах, или объем выручки составляет от 400 млн руб. в год и сумма активов баланса на конец года более 60 млн. руб. Или если компании необходимо раскрыть сводную бухгалтерскую отчетность и т.д.

Для сравнения критериев в целях обязательного аудита за 2020 год берется выручка за 2019 год и стоимость активов на 31 декабря 2019, а для обязательного аудита за 2019 год необходимы данные по итогам 2018 года.

Обязаловка, но польза

Обязательный аудит — мероприятие обязательное и ежегодное.

Есть два способа его провести: один раз в год или же поэтапно в течение всего года, то есть делать так называемый системный комплексный обязательный аудит.

С первым вариантом все понятно: надо, позвали аудиторов и получили заключение — слишком формально. Второй — рассмотрим подробнее, так как считаем его максимально правильным и полезным для бизнеса.

Преимущества системного комплексного обязательного аудита:

  • Процедура аудита — кропотливый, требующий особого внимания и организации процесс. Проведенный в ограниченном временном промежутке аудит всегда менее точный, отвлекает сотрудников от работы и не приносит дополнительной пользы. Тогда как системный аудит и помощь аудиторов в исправлении текущей ситуации с учетом и налогами дают возможность работать спокойно и эффективно.
  • Системный подход выявляет неточности и ошибки не только бухучета, но и налогообложения в моменте. Поэтому они сразу исправляются, а вместе с ошибками уходят и возможные риски. Появляются существенные новые возможности оптимизации — использования законных финансовых и налоговых резервов (новые правила применения ПБУ 18/02 в 2020 году и других положений по бухучету и налогу на прибыль).
  • В результате единовременного аудита компания имеет аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности. Результат системного комплексного обязательного аудита — постоянная поддержка профессионалов в течение всего года: аудиторов и налоговых юристов, то есть возможность не только что-то исправить, но и предвосхитить, зачастую пойти более выгодным для бизнеса путем, раскрыв и высвободив дополнительные денежные средства за счет открытия финансовых резервов.
  • Некоторые активные аудиторские организации в Москве предоставляют летом своим клиентам полезные бонусы и подарки! Например, группа компаний «Правовест Аудит» (16 место в рейтинге RAEX) дарит клиентам:актуализацию Учетной политики на 2020 год «под ключ» при заключении договора на аудит летом — узнать цену за 1 мин >>; видеокурс «Изменения ПБУ 18/02 „Учет расчетов по налогу на прибыль организаций“: применяем на практике» — в подарок всем, кто заполнит Анкету на аудит.
  • Наконец, системный комплексный обязательный аудит — возможность для компании получить реальную защиту от налоговых претензий по этому периоду в течение последующих трех лет и денежную страховку, которая покроет в случае маловероятных налоговых доначислений недоимки, штрафы и пени.

Подробнее о системном комплексном обязательном аудите

«Основные цели независимого аудитора и проведения аудита в соответствии с международными стандартами аудита — повысить степень уверенности предполагаемых пользователей в финансовой отчетности».

ТОП 5 выгод антикризисного аудита

Качество аудита сильно зависит от профессионализма и опыта аудиторов. Время лучших из них забронировано на год вперед. Чем ближе финальная дата сдачи бухгалтерской (финансовой) отчетности, тем ниже возможность воспользоваться именно их услугами. И снова выручает системный комплексный обязательный аудит, когда профессионалы определены заранее и сопровождают вас в течение года.

Полезно знать. Условия обязательного аудита

Описывать регламенты не будем: законодательство, регулирующее аудиторскую деятельность, часто уточняется.

Скажем лишь, что на сегодняшний день при проведении обязательного аудита аудиторы руководствуются 48 стандартами (Приказ Минфина от 9 января 2019 года № 2н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»).

В свою очередь, МСА влияют на работу с документацией, усложняя аудит и требуя высокой квалификации специалистов и одновременно систематизируя, делая более полезным для бизнеса.

Нужно знать, что за 2019 год аудиторское заключение подается в налоговые органы в электронном виде вместе с бухгалтерской (финансовой) отчетностью (ст. 18 № 402-ФЗ) или не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, до 31 декабря 2020 года включительно, а за 2020 год — не позднее 31 декабря 2021 года соответственно.

Источник: https://vc.ru/finance/134818-chto-nuzhno-znat-ob-obyazatelnom-audite-za-2020-god-izmeneniyam-byt-no-kriterii-audita-prezhnie

Как изменится система внутреннего контроля с 2020 года и кому понадобится штатный аудитор

Рекомендации аудиторам 2020

С 2020 года меняются правила внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Читайте, как применять эти изменения, какие документы издать, а какие отменить. Из статьи вы узнаете, правда ли, что теперь можно не вести журналы и карты внутреннего контроля.

Почему внутренний контроль так и не стал эффективным

У главных администраторов бюджетных средств (ГАБС) и администраторов бюджетных средств в этом году есть два бюджетных полномочия: проводить внутренний финансовый контроль (ВФК) и внутренний финансовый аудит (ВФА).

Документ: Чтобы повысить эффективность внутреннего финансового контроля и аудита, законодатели внесли изменения в Бюджетный кодекс (Федеральный закон от 26.07.2019 № 199-ФЗ)

В ходе внутреннего финансового контроля проверяют:

— соблюдаются ли процедуры составления и исполнения бюджета; — верно ли формируется отчетность и ведется бюджетный учет; 

— насколько эффективно используются бюджетные средства.

Для реализации внутреннего контроля администраторы ведут массу документов: перечни бюджетных операций, карты и журналы внутреннего контроля, перечни должностных лиц, ответственных за осуществление контроля.

При внутреннем финансовом аудите оценивают надежность внутреннего финансового контроля, подтверждают достоверность отчетности и вносят предложения о повышении эффективности использования бюджетных средств. То есть отдельные цели ВФК и ВФА схожи. Так, аудиторы при проверках смотрят карты и журналы внутреннего контроля.

Если эти карты и журналы не заполнены, делают вывод, что контроль на низком уровне или не ведется вовсе. Если исполнитель бюджетных процедур не согласен с этим, от него требуют подтверждения того, что контроль все же был. Именно такие моменты сделали внутренний финансовый контроль в большинстве случаев неэффективным.

Сыграл роль и тот факт, что отражать в журналах внутреннего контроля ошибки опасно.

На заметку: При ВФК сейчас трудозатраты связаны в основном с формированием документов, а не с самой проверкой

ПРИМЕР 1. Казенное учреждение по результатам внутреннего контроля обнаружило ошибку в учете.

Эту ошибку в журнале внутреннего контроля не отразили, так как побоялись, что при внешней проверке ревизоры отметят ее в своем акте. За совершенную ошибку к главбуху могут применить административную ответственность, а также ему могут указать на неосуществление внутреннего контроля.

Из-за того, что в настоящее время исполнители бюджетных процедур сами проверяют свои бюджетные процедуры и операции, они не способны объективно оценить все бюджетные риски. В результате учреждение не располагает полной информацией о выявляемых нарушениях и недостатках. Именно поэтому потребовалось внести изменения в Бюджетный кодекс в части контроля и аудита (см. шпаргалку ниже).

Шпаргалка

Отменили внутренний контроль или нет

С 2020 года внутренний финансовый контроль как отдельное полномочие не будет существовать — останется только внутренний финансовый аудит. Но это не означает, что ВФК отменили и его не надо проводить вовсе. Ключевые изменения смотрите в перечне 1.

Перечень 1. Что изменилось в части внутреннего контроля и аудита

  • ВФК исключили из отдельных бюджетных полномочий, он стал отдельным элементом бюджетных процедур
  • Отменили отдельные формализованные процедуры и документы при осуществлении ВФК
  • Требования к контрольным действиям учреждение теперь определяет самостоятельно
  • Внутренний аудитор определен в качестве координатора мероприятий по повышению надежности ВФК через систему управления бюджетными рисками
  • В представлениях и предписаниях органы госфинконтроля больше не будут указывать на устраненные нарушения, выявленные в рамках ВФК и ВФА

С будущего года упростится нормативная правовая схема регулирования внутреннего контроля. В этом году внутренний финансовый контроль на федеральном уровне ведут по правилам, определенным постановлением Правительства от 17.03.2014 № 193.

На уровне субъектов РФ и муниципальных образований приняты свои порядки, распространяющиеся, как правило, и на казенные учреждения. С нового года такого регулирования не будет: эти нормативные документы отменят. Как проводить внутренний контроль, администраторы будут решать самостоятельно. Есть вариант оставить все карты и журналы контроля.

Второй вариант — отменить все внутренние порядки и издать новый приказ, в котором прописать, каким образом осуществлять ВФК.

Важная деталь: Определите порядок формирования аудиторских групп, включая порядок назначения руководителя аудиторской группы, а также привлечения к проведению мероприятий ВФА должностных лиц ГАБС и экспертов

Появятся федеральные стандарты внутреннего финансового аудита (ч. 5 ст. 160.2-1 БК).

Сначала их будет шесть, затем в течение следующего года Минфин выпустит методические рекомендации к некоторым стандартам и утвердит еще три стандарта (см. перечень 2).

Главные администраторы бюджетных средств, администраторы бюджетных средств, осуществляющие ВФА, на основе этих стандартов должны издать свой ведомственный (внутренний) акт. Проще говоря, инструкцию, как проводить аудит.

Перечень 2. Стандарты по внутреннему финансовому аудиту

Вводятся с 1 января 2020 годаВводятся до 31 декабря 2020 года
«Определения, принципы и задачи ВФА»«Реализация результатов ВФА»
«Основания и порядок организации ВФА»«Подтверждение достоверности бюджетной отчетности»
«Порядок передачи полномочий по ВФА»
«Права и обязанности должностных лиц, работников при осуществлении ВФА»«Подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств»
«Планирование, определение объема работ и формирование программы аудиторской проверки»
«Проведение внутреннего финансового аудита»

Важная деталь: В рамках своей подведомственной сетки полномочия администратора бюджетных средств по ВФА передать можно, а за ее пределами – нет. ГАБС проводит ВФА самостоятельно, передавать такие полномочия кому-либо он не вправе

Главный администратор бюджетных средств и администраторы бюджетных средств могут организовать ВФА четырьмя способами.

1. Создать отдел, который будет заниматься непосредственно вопросами аудита.

2. Назначить должностное лицо, которое будет заниматься вопросами аудита и подчиняться непосредственно руководителю. Причем это может быть как аудитор по основной должности, так и сотрудник, выполняющий обязанности аудитора.

В последнем случае он не должен проверять свою же работу и иметь личную заинтересованность. Например, если на основной работе человек занимается доходами, он может проверить расходы.

Если аудитор не может проверить какой-либо участок, он вправе привлечь специалиста со стороны.

3. Передать полномочия проводить ВФА своему главному администратору бюджетных средств либо иному администратору бюджетных средств, который находится в подведомственности у этого ГАБС. В таком случае можно заключить соглашение о передаче полномочий — его форма будет приведена в методических рекомендациях по проведению ВФА.

Второй вариант — подписать протокол либо гриф (лист) согласования. Третий — написать служебное письмо о согласовании передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита.

Четвертый — завизировать решение о передаче у руководителя ГАБС, принимающего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, и у руководителя администратора бюджетных средств, передающего указанные полномочия.

4. Ввести ограниченную систему организации аудита. Если решили выбрать этот способ, руководитель должен издать приказ и в нем оговорить основные моменты внутреннего финансового контроля.

Последние два варианта подходят не всем администраторам бюджетных средств, а только тем, у кого нет ресурсов создавать отдел аудита и кто не может найти человека, который бы выполнял функции аудитора. Пройдите тест, который мы разместили выше. Узнайте, может ли ваше учреждение передать полномочия по аудиту или ввести ограниченную систему аудита.

Тест. Как организовать внутренний аудит

  • Есть ли у вашего учреждения возможность образовать отдел внутреннего финансового аудита на основе принципа функциональной независимости?

– да

– нет

  • Есть ли у учреждения необходимые и достаточные ресурсы, чтобы осуществить вну­тренний финансовый аудит, в том числе трудовые, материальные, финансовые и иные ресурсы, которые способны обеспечить качественный ВФА?

– да

– нет

  • Есть ли в учреждении работники, обладающие необходимыми профессиональными знаниями, навыками и компетенциями, чтобы провести внутренний финансовый аудит, которые смогут беспристрастно, качественно и с недопущением конфликта интересов любого рода выполнять свои обязанности?

– да

– нет

  • Выполняет ли ваше учреждение только однотипные внутренние бюджетные процедуры и операции, в отношении которых бюджетные риски минимизированы, а уровень бюд­жетных рисков низкий и не может оказать воздействие на результаты выполнения этих внутренних бюджетных процедур?

– да

– нет

Результат

Если хотя бы на один вопрос вы ответили «да», ваше учреждение может передать полномочия по внутреннему финансовому аудиту своему ГАБС либо иному администратору бюджетных средств, который находится в подведомственности у этого ГАБС. А также руководитель вашего учреждения может ввести ограниченную систему организации аудита.

Чем будет заниматься внутренний аудитор

Внутренний аудитор будет не только проверять, проводится ли ВФК в учреждении, но и вносить предложения по его организации. То есть с исполнителя бюджетных процедур на аудитора переложили максимум работы по оценке контроля, по его организации, по оценке бюджетных рисков.

Важная деталь: Именно аудитор с 2020 года станет координатором ВФК

Аудитор должен выявить, какие бюджетные процедуры в учреждении выполняют с нарушениями или недостатками. И на основании этого оценить бюджетные риски и предложить способы минимизировать их. Для внутреннего финансового аудита ввели новый документ — реестр бюджетных рисков. Как его сформировать, рассмотрим на примере.

ПРИМЕР 2. Аудитор собрал все карты контроля со структурных подразделений учреждения.

Составив на их основе одну карту, он проанализировал все акты внешних ревизий, которые учреждение получало после проверок. Взяв перечень типовых нарушений, подготовленный казначейством, аудитор расписал все операции, проводимые в учреждении, вплоть до исполнителя.

Сопоставив данные, он присвоил каждой операции степень риска. В результате получился реестр рисков, из которого видно не только что это за операция, но и кто ее осуществляет, какие есть бюджетные риски и какие меры необходимо принять для их минимизации. 

Источник: http://cmokhv.ru/materials/mat20200208/

Стандарты и регламенты внутреннего аудита

Рекомендации аудиторам 2020

руководитель Программы сертификации Ассоциации «Институт внутренних аудиторов» , дипломированный внутренний аудитор (CIA)

Общие правила поведения и ведения деятельности нужны всегда: для нормальной жизни в обществе, в деловой среде, в большой экономике и т.д. Внутренний аудит не исключение: в нем роль таких общих правил выполняют Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита.

Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита (МПСВА, Стандарты) являются одной из составных частей Международных основ профессиональной практики (МОПП, (IPPF)). Стандарты изложены как принципы и предоставляют собой основу для организации работы внутреннего аудита.

Весь свод Стандартов состоит из двух частей: стандарты качественных характеристик и стандарты деятельности. В Стандартах используются термины, значение которых поясняется в Словаре терминов (Глоссарии). Для правильного понимания и применения Стандартов необходимо рассматривать в совокупности положения Стандартов, их интерпретации и конкретные значения терминов, приводимые в Глоссарии.

Институт внутренних аудиторов обладает эксклюзивными правами на перевод документов МОПП. Члены Института внутренних аудиторов имеют доступ к переведенным на русский язык Стандартам, практическим руководствам и другим материалам.

подробнее

Иногда словом «Стандарты» называют не МПСВА как таковые, а совокупность нескольких документов, входящих в Международные основы профессиональной практики. МОПП на сегодняшний день состоят из семи структурных частей, собственно Стандарты — это только одна, но ключевая часть МОПП.

Компоненты МОПП

Миссия

Обязательные для применения руководства:

  • Определение внутреннего аудита

  • Кодекс этики

  • Стандарты

  • Принципы

Настоятельно рекомендуемые руководства:

  • Руководства по применению (ранее назывались «Практические указания»)

  • Дополнительные руководства (ранее назывались «Практические руководства»)

С подробной информацией о содержании МОПП можно ознакомиться на сайте Института внутренних аудиторов.

Стандарты

Международный Институт внутренних аудиторов (The IIA) начал разрабатывать Стандарты в сороковых годах прошлого века. В этих документах изложены основные правила организации подразделения внутреннего аудита, методологические основы осуществления внутреннего аудита, а также вопросы обеспечения качества его работы.

Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита не следует путать с профессиональным стандартом «Внутренний аудитор»,  утвержденным Министерством труда РФ в 2015 году , в котором изложены требования к профессиональным знаниям, навыкам и умениям работников, выполняющих функции внутреннего аудитора.

Очень важный раздел Стандартов — это Глоссарий.

Терминология, которая применяется в странах с развитой экономикой, существенно отличается от того, к чему привыкли хозяйствующие субъекты на постсоветском пространстве с ревизионной парадигмой организации внутреннего контроля. Тем не менее международная терминология постепенно получает признание и в России, в том числе в госкомпаниях и госучреждениях.

Стандарты имеют универсальный характер — они одинаково применимы для всех отраслей, для всех сфер деятельности и для всех правовых систем в любой стране мира

Это фундамент, на основе которого можно составлять  локальные документы , отражающие нюансы отдельной компании.

Стандарты — это достаточно стабильный документ, который уже более 10 лет существует без революционных изменений, хотя текст Стандартов периодически обновляется. Идет развитие профессии, отношение заинтересованных сторон к работе внутреннего аудита меняется и, как следствие, трансформируются структура и содержание МОПП.

Обязательные и дополнительные руководства

В других частях МОПП изложены  миссия внутреннего аудита, определение, принципы, кодекс этики, руководства по применению Стандартов и дополнительные руководства.

Руководства по применению Стандартов — гораздо более обстоятельный документ, чем сами Стандарты, он занимает почти 200 страниц.

То есть под каждый Стандарт имеется небольшая методичка о том, как можно его перевести в практическую плоскость. Каждый отдельно взятый Стандарт — это постулат, который может занимать, к примеру, один параграф.

А Руководство по применению — это толкование стандарта, которое занимает уже одну-две страницы текста, иногда больше.

Дополнительные руководства — это, как правило, методические документы довольно большого объема (иногда несколько десятков страниц) о том, как можно на практике реализовывать требования Стандартов.

Дополнительные руководства не являются строго обязательными к применению, но внутренним аудиторам рекомендуется их знать и использовать в практической деятельности по мере необходимости.

В Дополнительных руководствах отражена передовая практика выполнения тех или иных аудиторских задач, организации работы внутреннего аудита.

Регуляторы на страже

Службы внутреннего аудита российских организаций в последние годы все активнее применяют Стандарты. В некоторых случаях это происходит естественным путем — там, где у руководства компаний есть стремление развиваться и соответствовать лучшим практикам.

В других случаях Стандарты начинают применяться под воздействием регулятора, например, Банка России, или ключевого собственника, к примеру, Росимущества. Ссылки на Стандарты включены и в  Кодекс корпоративного управления , и методические документы  Росимущества .

Стандарты ни в одной из стран (насколько известно) не закреплены жестко на законодательном уровне; они признаны мировым сообществом и утверждены профессиональной ассоциацией. Законом предусматривается право исполнительных органов власти определять те или иные правила поведения.

Было бы странно, если бы нормами закона были установлены столь детальные требования к внутрикорпоративному устройству всех видов организаций. Поэтому, как правило, регуляторы в разных странах используют технологию «отсылки».

То есть утверждаются общие требования к организации внутреннего аудита, определяется государственный орган-регулятор, который уже в своих нормативных актах при определении правил осуществления внутреннего аудита дает ссылку «в соответствии с Международными профессиональными стандартами внутреннего аудита», которые разработаны IIA.

Например,  ИНТОСАИ , Базельский комитет по банковскому надзору, Международная ассоциация страховщиков — основывают свои документы на Стандартах и делают на них ссылки:

  • Внутренний и внешний аудит в банках 

Документы Базельского комитета по банковскому надзору (письмо ЦБ РФ от 13.05.2002 N 59-Т).

  • Система внутреннего контроля в банках

Источник: https://kachestvo.pro/kachestvo-produktsii/standartizatsiya/standarty-i-reglamenty-vnutrennego-audita/

Об успешном бизнесе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: