Самообследование образовательной организации

Как провести и подготовить отчет о самообследовании

Самообследование образовательной организации

С 2013 года нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность учреждений образования, требуют от них повышение качества распространяемой в открытом доступе информации. Более того, анализ полноты, достоверности и удобства подачи таких сведений определяет рейтинг учреждения образования и, следовательно, его престижность.

В данной связи руководством к действию является Приказ Министерства образования от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией», который стал как нельзя более актуален в связи с ужесточением контроля в текущем году.

Положения приказа 462 в равной степени распространяются на все учреждения, оказывающие услуги в сфере образования, начиная дошкольными организациями и заканчивая высшей школой.

Зачем нужно самообследование

Помимо того, что требование для учреждений образования проводить ежегодное самообследование закреплено нормативно-правовыми актами, его ценность для повышения качества работы организации очевидна.

Так, такое исследование позволит выявить и устранить проблемы, тем самым повысив уровень оказания услуг и престиж учреждения. Во-вторых, так проще и эффективнее управлять развитием образовательного процесса, модернизировать и совершенствовать его.

И, наконец, это дает возможность объективно соотнести существующее положение вещей с требуемым законодательно.

Порядок процедуры самообследования

В первую очередь организации надлежит разработать план проведения исследования, назначить ответственных лиц и распределить обязанности. При этом утверждать некий локальный акт о проведении самообследования не нужно.

Далее проводить непосредственно сбор и обобщение данных, которые в итоге оформляются в единый отчет, который предоставляется контролирующим органам и размещается на официальном сайте учреждения. Единых требований к срокам завершения самообследования, состава ответственных лиц и прочих нюансам процедуры не предъявлено.

Учреждениям образования это оставлено на собственное усмотрение, что является верным, так как работа каждого учреждения имеет свои особенности и объемы данных, которые необходимо проверить сильно разнятся.

Единственные временные рамки утверждены для актуальности анализа. Так, для всех общеобразовательных учреждений надлежит провести самообследование по состоянию на август каждого года, а для организаций, осуществляющих оказание услуг в сфере профессионального и дополнительного образования — по состоянию на апрель.

Также определены предельные сроки, когда надлежит предоставить отчет по самообследованию, а именно до 1 сентября и до 20 апреля, соответственно.

Законом предусмотрена административная ответственность для юридического лица и должностных лиц, на которых возложены соответствующие обязанности, за несвоевременное размещение такого отчета, равно как и за неполноту или недостоверность изложенных в нем сведений по ч.2 ст.5.57 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Санкция указанной статьи достаточно сурова и предусматривает наказание в виде штрафа от 10 000 до 30 000 рублей для должностных лиц и от 50 000 до 100 000 рублей для юридических.

Кроме того, факт привлечения к административной ответственности не избавляет организацию от обязанности подготовить отчет надлежащим образом после оплаты штрафных санкций.

Для руководителя учреждения образования подобное нарушение чревато привлечением к дисциплинарной ответственности и даже прекращением трудовых отношений по мотиву ненадлежащего исполнения обязанностей.

Процесс самообследования образовательной организации

Перед началом процедуры самообследования организации руководитель должен определить график работы, назначить ответственных лиц и распределить обязанности. Видится целесообразным включить в состав группы:

  • основного руководителя;
  • его заместителей по основным направлениям проверки;
  • педагогов;
  • методических работников и специалистов отдела кадров;
  • программиста.

При этом перечислять указанных лиц в тексте приказа излишне, вполне достаточно приложить такой список к нему для сведения.

Также важно приложить к приказу график с указанием конкретных сроков не только сдачи итогового отчета, но и каждым ответственным лицом своей части работы.

Эта мера позволит провести исследование более организованно и исключит вероятность нарушения сроков подготовки отчета, чреватого привлечением к административной ответственности. Очень важно, чтобы каждый участник процедуры точно знал сферу своей ответственности:

Руководитель

Отвечает за соблюдение сроков, качество и достоверность сведений в целом, несет персональную ответственность за отчет, координирует работу группы и докладывает о результатах руководству и контролирующим органам.

Заместители по профильным направлениям проверки

Избирают наиболее оптимальные формы и методы исследования, обобщают полученные данные, избирает источники сведений. Заместители должны четко ставить задачи перед рабочей группой, разъяснить им как именно надлежит анализировать сведения и проверяет правильность исполнения.

Педагоги

Аккумулируют данные по направлениям своей деятельности, предоставляют сведения об успеваемости, достижениях, недочетах в работе учащихся. Предоставляют сведения о формах и методах преподавания, достигнутых результатах и причинах неудач.

Методические работники и специалисты

Проверяют сведения о квалификации, достижениях и специфике работы педагогического состава, действующих направлениях образовательного процесса, стоимости услуг и материально-техническом оснащении.

Программист

Оказывает содействие в обработке данных, сведении их в единых документ и размещение в сети на официальном сайте.

Разумно совмещать работу над отчетом по самообследованию с подведением итогов года и подготовкой публичного доклада, так как анализу подвергаются идентичные исходные данные, и одну и ту же работу не придется повторять дважды.

Подготовка отчета

Самообследование ДОУ, школы или иного учреждения образования должен состоять из аналитической части и анализ основных показателей по направлениям деятельности. Отчет должен быть представлен:

  •  на бумажном носителе, который надлежит прошить и удостоверить подписью руководителя, заверив печатью;
  •  в электронном варианте выставлен в открытый доступ на официальном ресурсе организации.

Аналитическая часть отчета должна отражать эффективность:

  • процесса образования;
  • системы управления;
  • качества подготовки;
  • организационных моментов;
  • материально-технической составляющей;
  • подбора кадров.

Для экономии времени стоит готовить аналитическую часть заранее, оценивая итоги работы за год.

Очень важно, чтобы отчет позволял оценить эффективность работы в динамике и отследить, какие направления деятельности стали лучше, а по каким возникли проблемы.

Хорошо, если отчет будет содержать наглядные элементы среди которых таблицы, графики, диаграммы. Также следует использовать объективную информацию ВСОКО об оценке содержания и реализации программ, а также достижений учащихся.

Второй раздел отчета должен включать конкретную информацию по инфраструктуре учреждения и направлениях его деятельности. Разумнее представить эти данные в виде сводной таблицы.

Для эффективного использования полученных данных, следует обсудить их с педагогическим составом учреждения для поиска путей совершенствования и устранения недостатков.

Зачастую полученные в результате самообследования организации сведения требует принятия немедленных управленческих решений и неотложных мер.

Как не допустить ошибок при подготовке отчета

Самой распространенной ошибкой при подготовке отчета о самообследовании является так называемая «техническая», которая имеет место при копировании прошлогодних данных и неактуализации их. Так самообследование 2017 не должно быть точной копией отчета за 2016 год.

Даже, если существенных изменений в работе организации не имелось, все данные, цифры и сведения надлежит тщательным образом проверять.

Целесообразно назначить ответственных лиц за каждый участок работы и поручить им выверить все данные, после чего одно ответственное за итоговый отчет, должностное лицо, сводит все воедино и еще раз проверяет документ на предмет достоверности и полноты.

С особой тщательностью, по сравнению с прошлогодним отчетом, надлежит проверить:

  • списочный состав педагогов и обучающихся;
  • успеваемость и активность воспитанников, их достижения;
  • материально-техническую базу, ее обновления и дополнения.

Исходными данными здесь будут:

  • объективные оценки результатов деятельности;
  • данные ВСОКО, внутреннего контроля и ВШК;
  • официальный рейтинг общественной и общественно-профессиональной аккредитации.

При этом целесообразно использовать как активные методы сбора информации, среди которых опросы, анкетирования, интервьюирование и тому подобные, так и пассивную работу с документами. Их разумное сочетание позволит получить наиболее полную и точную картину.

Не менее часто нарекания к качеству процедуры вызывает неполнота проанализированных данных, в силу чего не все показатели, отражающие деятельность учреждения, находят в нем свое отражение.

Вместе с тем, самым частым и существенным нарушением порядка проведения самообследования является несоблюдение сроков, жестко определенных Приказом № 462, что недопустимо.

Какие показатели деятельности надлежит включать в отчет (на примере самообследования ДОУ и школы)

Во второй раздел отчета о самообследовании ДОУ и общеобразовательной школы надлежит включать два основных блока данных: об имеющейся материально-технической базе и об основной деятельности, включая оказываемые на платной основе услуги.

Так, в отчете следует отразить:

  • общее число учащихся (воспитанников). Здесь также важно указать количество учащихся по каждой из действующих программ, либо возрастным группам;
  • успеваемость учащихся, в том числе наличие проблемных воспитанников с особенностями психо-физического развития;
  • особые достижения учащихся (воспитанников), среди которых победу в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и тому подобных мероприятиях регионального, федерального и международного уровня;
  • перечисление применяемых методик обучения с указанием количества воспитанников, обучающихся по той или иной из них;
  • количество и квалификация педагогического состава, их особенности, возраст, опыт работы и прочие достижения;
  • соотношение количества обучающихся и педагогов;
  • наличие узких специалистов по оказанию дополнительных услуг.

Особого внимания в отчете по самообследованию требует инфраструктура учреждения. Здесь актуальны следующие аспекты:

  • общая площадь занимаемого учреждением здания, наличие дополнительных построек и площадь прилегающей территории;
  • оснащение учреждения образования компьютерной техникой, инвентарем, степень комфортности и безопасности;
  • наличие оборудование и раздаточных материалов, оснащение техническими средствами обучения, доступ в сеть интернет;
  • создание условий по организации досуга, краткосрочного отдыха и питания;
  • соотношение компьютерной техники и аналогичного оборудования с числом воспитанников.

Проведение самообследование учреждениями образования — длительный и крайне сложный процесс, требующий затрат времени и повышенного внимания.

Последствия допущения ошибок и небрежности в работе чреваты не только штрафом в большом размере, но также более серьезными последствиями, включая потерю работы для сотрудника и нанесение урона имиджу для учреждения.

Руководители образовательных организаций должны со всей ответственностью подойти к данному вопросу и наладить работу таким образом, чтобы каждый сотрудник, отвечающий за свой участок работы, выполнил ее максимально качественно и проявил пунктуальность.

Источник: http://15kids.ru/articles/54.html

Самообследование школы: для чего нужно, как провести и составить отчет

Самообследование образовательной организации

Регламент, сроки и правила проведения самообследования образовательных учреждений прописаны в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Самообследование школ и детских садов проводят для обеспечения доступности сведений о работе учреждений. Вся информация публикуется в открытом доступе.

Что такое самообследование школы

Самообследование помогает собрать и проанализировать информацию о работе и состоянии школы. Оценку деятельности выставляют после сравнения критериев, на основе которых проводят экспертизу.

Самообследование проводят для улучшения показателей образовательного учреждения и его развития.

Обследование также выявляет уровень соответствия школы требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Самообследование школы проводят ежегодно, анализируя результаты деятельности за предыдущий календарный год. Руководство учебного заведения само определяет форму и сроки проведения обследования и лиц, которые займутся этой работой.

Самообследование состоит из этапов:

  • Подготовка к процедуре.
  • Проведение.
  • Анализ информации и подготовка отчета.
  • Изучение отчетных документов.

Кому поручить самообследование школы

Перед началом процедуры издают приказ о ее проведении (ответственные лица и сроки).

Председателем комиссии чаще всего назначают заместителя директора. Ему поручают сбор, анализ и обобщение сведений о работе МОУ, контроль над составлением отчета.

В комиссию также включают работников школы, которые компетентны проанализировать деятельность учебного заведения по направлениям. Так, сотрудник отдела кадров может заняться оценкой кадрового обеспечения, а замдиректора по административной части — сбором сведений о материально-технической базе школы.

Кто за что отвечает при проведении самообследования МОУ:

  • председатель (руководитель) комиссии контролирует сроки проведения процедуры и отвечает за достоверность сведений, персонально отвечает за отчет;
  • заместители директора по профильным направлениям проверки выбирают оптимальные методы исследования, обобщают данные, четко ставят задачи перед рабочей группой;
  • учителя собирают данные по своему профилю, передают информацию об успеваемости, достижениях и провалах в работе учеников, предоставляют данные о формах и методах преподавания, их результатах и причинах неудач;
  • специалисты и методические работники проверяют сведения о квалификации педсостава, его достижениях и специфике работы, аккумулируют сведения о направлениях образовательного процесса, материально-техническом оснащении и стоимости;
  • программист помогает обрабатывать данные, сводит их в один документ, размещает отчет в интернете.

Члены комиссии должны ознакомиться с приказом и поставить свои подписи.

Рекомендуется использовать активные методы сбора информации (опросы, анкетирование, интервьюирование и т. д.) и пассивные (работа с документами). Их сочетание в разумных пропорциях поможет получить максимально точный отчет.

Образец приказа о проведении самообследования школы

Скачать образец приказа о проведении самообследования

Скачать Положение о самообследовании

Скачать план подготовки и проведения работ по самообследованию

Отчет о самообследовании школы

Отчет содержит официальные данные о результатах и условиях работы школы за предшествующий год.

Отчет доступен ученикам, родителям (или законным представителям несовершеннолетнего), педагогам, органам местного самоуправления и другим структурам и содержит следующие сведения:

  • количество учеников;
  • возможность углубленного изучения отдельных дисциплин и получения профильного образования;
  • информацию об успеваемости: сколько учеников учатся на отлично и хорошо, сколько детей получают удовлетворительные и плохие оценки. Отчет содержит сведения о результатах ОГЭ и ЕГЭ;
  • данные об участии детей в олимпиадах, конкурсах, смотрах и других видах общественной и образовательной деятельности;
  • сведения о педагогическом коллективе: образование, квалификация, стаж учителей;
  • информацию о площади помещений, наличии компьютеров, количестве учебников и методической литературы (в расчете на каждого ребенка), техническом оснащении библиотеки и работе (наличии/отсутствии) интернета.

После составления отчет отправляют на рассмотрение в соответствии с уставом школы. Также документ размещают на сайте образовательного учреждения. Учредитель должен получить отчет о самообследовании школы до 20 апреля. 

Если отчет не размещен на сайте школы, то надзорный орган назначит штраф в размере 10–30 тысяч рублей (руководителю), 50–100 тысяч рублей (организации).

Документ можно представить и в виде публичного отчета. Из него родители учеников получат следующую информацию, которая поможет составить свое мнение о школе, опираясь на собственные знания, а не отзывы знакомых. Это будут:

  • общая характеристика школы;
  • характер и условия образовательного процесса;
  • внешние связи школы и ее социальная активность;
  • финансово-экономическая деятельность;
  • планы развития.

Как правильно оформить и избежать ошибок в отчете о самообследовании

На совещании при директоре МОУ или председателе комиссии обсуждают структуру отчета:

  • общие сведения;
  • разделы по профилям;
  • показатели деятельности;
  • результаты.

Оформление отчета о самообследовании школы следует поручить одному человеку, так удастся избежать повторов.

Часто в отчетах встречается ошибка, которую можно списать на человеческий фактор, так называемая техническая.

Когда при составлении документа (для упрощения задачи) исполнитель копирует текст из прошлогоднего отчета, чтобы потом «освежить» его новыми данными.

Нужно помнить: даже если за учебный год в жизни школы ничего не изменилось, нельзя делать прошлогодний отчет новым. Следует составить документ с нуля, а после сравнить данные.

Для того чтобы отчет о самообследовании школы был содержательным, легким для чтения и даже увлекательным, следует сравнить новые показатели с показателями предыдущих лет. Фотографии, схемы и диаграммы улучшат качество отчета. На педсовете обсуждается черновик отчета, члены комиссии могут внести в него замечания и дополнения. После текст дорабатывают и подписывают (утверждают).

После утверждения отчет направляют учредителю (можно и в бумажном, и в электронном виде) и размещают на сайте школы.

Образец первой страницы отчета об самообследовании

Скачать шаблон отчета о результатах самообследования

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на нашTelegram-канал.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/activityedu/samoobsledovanie-shkoly-dlia-chego-nujno-kak-provesti-i-sostavit-otchet-5dfc5aeef9614900c07b29fd

Об успешном бизнесе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: