Способы борьбы с бедностью в России: огород, кредит, новая оценка состояния бедных

Содержание
  1. Как снизить уровень бедности в два раза: в России может появиться пособие по бедности
  2. Как снизить уровень бедности в России в два раза: с 1 декабря заработали проекты по борьбе с бедностью населения
  3. Анализ причин и особенностей
  4. Реестры бедных россиян
  5. Бедность в россии: статистика и методы борьбы
  6. Что такое бедность?
  7. Виды бедности в России
  8. Специфика российской нищеты
  9. Причины возникновения
  10. Провоцирующие факторы
  11. Основные риски
  12. На чем экономят россияне?
  13. Сколько бедных в России
  14. Насколько вырос уровень бедности в последнее время?
  15. Статистика уровня бедности в России по регионам и городам
  16. Пути решение проблемы
  17. Профилактика нищеты
  18. Способы борьбы с бедностью в России: огород, кредит, новая оценка состояния бедных
  19. Чиновники уверены – существуют бедные, мнимые бедные и ленивые бедные
  20. Что нужно считать доходами по мнению чиновников
  21. Будут ли отбирать у бедных и отдавать нищим?
  22. Путин рассказал, как власти планируют бороться с бедностью. Это сработает? Сколько вообще бедных в России? — Meduza
  23. Сколько в России бедных? Их количество растет?
  24. Кудрин прав?
  25. Разве по-настоящему бедных не больше, чем 12,9%?
  26. Сколько на самом деле бедных в России?
  27. Как власти хотят бороться с бедностью?
  28. Это поможет?
  29. Есть другие способы?
  30. Как борются с бедностью в России?
  31. Способы борьбы с бедностью:
  32. Социальные пособия
  33. Помощь в натуральной форме
  34. Минимальная заработная плата (МРОТ)
  35. Отрицательный подоходный налог

Как снизить уровень бедности в два раза: в России может появиться пособие по бедности

Способы борьбы с бедностью в России: огород, кредит, новая оценка состояния бедных

Правительство начинает обширную программу по определению стандартов бедности в России и снижения уровня этого показателя. Одним из способов борьбы с обнищанием населения может стать назначение пособия по бедности.

Одной из национальных целей развития страны, поставленных в майском указе президента 2018 года, стало двукратное снижение уровня бедности к 2024 году.

Действующие меры пока не дают возможности добиться сокращения числа бедных в два раза, поэтому в России стартуют пилотные проекты для анализа главных причин бедности россиян и разработки универсальных механизмов в борьбе с ней.

Высокий уровень бедности в России не даёт покоя властям. 19,3 млн бедняков для страны – слишком много. При этом, несмотря на все усилия чиновников, бедность снижается слишком медленно.

У правительства не так много методов в распоряжении, чтобы получить желаемый результат, призналась вице-премьер по социальным вопросам Татьяна Голикова.

Как же правительство собирается выполнить майский указ президента?

  • Очень просто: пересмотреть критерии, по которым человек признаётся бедняком.

«У нас свыше 19 млн человек, чей доход ниже прожиточного минимума.

Сегодня такими людьми занимаются органы социальной защиты, решения о выплатах и пособиях принимаются на основе сухих цифр и в общем достаточно стандартного набора данных.

Это обезличенная картина, а нам нужно составить более подробный социальный портрет бедности в нашей стране» — заявил премьер России Дмитрий Медведев, выступая перед губернаторами в Сочи 14 февраля.

Если вспомнить недавние инициативы от Минтруда по запуску пилотных проектов по борьбе с бедностью, идея кажется не такой уж и плохой. Планируется не просто присмотреться к тем, чей доход ниже прожиточного уровня, а изучить причины падения доходов.

Например, наличие у людей образования, возможности для реализации своих талантов в данном регионе. И то, какие механизмы социальной поддержки присутствуют в регионе, и почему граждане по тем или иным причинам не могут ими воспользоваться, а если могут – то почему уровень их жизни не повышается.

Эксперимент будет проводиться в восьми регионах страны, а по итогам масштабных исследований нищим семьям будет предложен план по выходу из бедственного положения.

Для того, чтобы повнимательнее присмотреться к бедным семьям, планируется учитывать не только их доходы, но и расходы.

Механизм будет реализован через так называемую систему социального контракта:

Граждане, рассчитывающие получать помощь от государства, будут заключать договор и смогут получить грант на:

  • развитие подсобного хозяйства,
  • открытие собственного бизнеса
  • либо на профессиональное переобучение.

Но взамен должны предоставить государству возможность отслеживать все их расходы. Такой «продукт» в недрах ФНС уже разрабатывается, об этом Медведев вскользь упомянул в том же Сочи.

Правительство давно обеспокоено тем, что материальную помощь нередко получают вполне обеспеченные, по мнению чиновников, люди.

  • Но и тем, кому помощь действительно необходима, вряд ли понравится идея раскрывать свои расходы перед государством.
  • Хотя власть, выделяя гранты, вправе знать, как граждане будут расходовать эти средства, никому не нравится, когда копаются в их кошельках.
  • Люди традиционно не доверяют такие деликатные моменты государству и опасаются, что им придётся отсчитываться за каждую копейку, а процесс доказательства целесообразности тех или иных трат превратится в беготню с бумажками.

Если учесть, что одновременно с этим правительство перешло в наступление на неформальный сектор занятости и попыталось заставить самозанятых платить налоги, все инициативы, связанные с усилением контроля, будут восприниматься большей частью населения в штыки. К тому же, идея поставить под контроль самозанятых сделала гражданам только хуже. Нечистые на руку работодатели не преминули воспользоваться новой опцией в законе и начали оформлять своих сотрудников как самозанятых, чтобы сэкономить на налогах.

Пока что попытки снизить уровень бедности в два раза больше похожи на то, что часть бедных просто перестанут считать таковыми.

В то время, как изучение глубинных причин бедности нашей стране действительно необходимо. Правда, пилотным проектом всего в восьми регионах тут не отделаться. Нужно масштабное экономическое исследование, которое позволит понять, к примеру, причины такого явления, как работающая бедность – это когда человек, несмотря на наличие работы, по-прежнему живёт в нищете.

В России сложилась почти что уникальная ситуация, когда при столь низкой безработице уровень бедных по-прежнему высок – в то время, как в других странах, если у тебя есть хоть какая-то работа, то уровень жизни в любом случае будет вполне достаточным, чтобы оплатить простое жильё и товары первой необходимости. Но не в России. Может, нашему правительству вовсе не к беднякам стоит присмотреться? Источник: rusplt.ru

Как снизить уровень бедности в России в два раза: с 1 декабря заработали проекты по борьбе с бедностью населения

Минтруд выбрал восемь регионов для запуска пилотных проектов, чтобы найти универсальные механизмы борьбы с бедностью. Результаты эксперимента будут развернуты по всей стране, чтобы сократить число бедных в два раза

В России стартуют пилотные проекты для анализа главных причин бедности россиян и разработки универсальных механизмов в борьбе с ней. Эксперимент по персонифицированному выявлению семей с низкими доходами и построению для них траекторий выхода из бедности пройдет в восьми регионах, сообщил министр труда и социальной защиты Максим Топилин.

Пилотными регионами стали:

  1. Кабардино-Балкарская Республика,
  2. Республика Татарстан,
  3. Приморский край,
  4. Ивановская,
  5. Липецкая,
  6. Нижегородская,
  7. Новгородская
  8. Томская области.

«Были отобраны регионы с разной численностью граждан с доходами ниже прожиточного минимума из разных федеральных округов», — уточнили РБК в Минтруде.

Как число бедных оценивается Росстатом:

  • В Кабардино-Балкарии  в 24,1% от всего населения региона,
  • в Томской области — 17,5%,
  • в Новгородской — 14,8%,
  • в Приморском крае — 14,7%,
  • в Ивановской области — 14,3%,
  • в Нижегородской — 9,9%,
  • в Липецкой — 9%,
  • в Татарстане — 7,7%.

Реализация пилотных проектов пройдет с 1 декабря 2018 года по 30 ноября 2019-го и будет разделена на четыре этапа. Все ресурсное обеспечение (организационное, технологическое и финансовое) будут осуществлять сами регионы, следует из приказа Минтруда.

Анализ причин и особенностей

На первом этапе, с декабря 2018 по март 2019 года, в регионах планируется провести оценку реального уровня и структуры бедности, а также выявить основные ее причины: уровень доходов, состояние здоровья, уровень образования, занятость, безработица, участие в программах социальной поддержки, иждивенческая нагрузка и др. Будут определены периоды пребывания россиян в состоянии бедности (постоянно или периодически в силу чрезвычайных обстоятельств), а также проанализированы особенности бедности в городах и сельской местности.

В рамках пилотных проектов планируется выбрать самые эффективные инструменты социальной поддержки, благодаря которым россияне быстрее всего выходят из бедности. Отдельно предполагается разобраться с тем, почему не все малоимущие граждане получают помощь от государства, и изучить возможность перераспределения ресурсов в пользу тех, кто действительно нуждается.

Официальное количество бедных в России, то есть граждан с доходами ниже прожиточного минимума, планомерно сокращалась с 2003 года, достигнув минимальных значений в 2012 году. Тогда численность граждан, живущих в бедности, составила 15,4 млн человек, или 10,7% населения. С 2013 года уровень бедности в стране вновь начал расти.

По итогам 2017 года за чертой бедности жили 19,3 млн россиян (13,2% населения). Одной из национальных целей развития страны, поставленных в майском указе президента 2018 года, стало двукратное снижение уровня бедности к 2024 году.

Вице-премьер Татьяна Голикова говорила, что действующие меры пока не дают возможности добиться сокращения числа бедных в два раза, поэтому в 2019 году социальный блок правительства представит дополнительные меры по поддержке граждан.

Реестры бедных россиян

Второй этап пилотных проектов, с марта по июнь 2019 года, будет связан с подготовкой предложений о создании в регионах реестров граждан с доходами ниже прожиточного минимума. Также будут рассмотрены предложения о создании системы мониторинга уровня жизни всего населения «с целью своевременного принятия адекватных мер по его повышению».

Минтруд на этом этапе планирует подготовить предложения и о создании системы мониторинга самозанятого населения (предполагается, что речь идет о занятых в неформальном секторе — около 14 млн человек, по данным за сентябрь 2018 года).

С июня по сентябрь 2019 года будет проведен третий этап пилотных проектов. В этот период планируется разработать предложения относительно модернизации системы пособий на детей, а также  развития мер для поддержки семей с детьми.

Предполагается также проработать новые инструменты социальной адаптации нуждающихся граждан (обучение, социально-психологическая работа с детьми и подростками из малоимущих семей и иное).

Минтруд также намерен разработать механизмы предотвращения социального иждивенчества.

В рамках пилотных проектов предполагается расширить практику оказания государственной помощи на основании социальных контрактов.​ Минтруд намерен проработать с Минфином вопрос финансирования госпомощи через соцконтракты из федерального бюджета, говорил Топилин. Сейчас расходы на материальную помощь в рамках соцконтрактов финансируются полностью из бюджетов регионов.

Соцконтракт — это соглашение между малообеспеченным гражданином и органом соцзащиты: средства соцконтракта (в среднем 35 тыс. руб., в некоторых регионах — более 100 тыс. руб.

) можно направить на развитие личного подсобного хозяйства (строительство или ремонт хозяйственных построек, приобретение скота), открытие собственного дела (парикмахерские, авторемонтные, ветеринарные услуги, пошив и ремонт одежды) и т.д.

Во время финального, четвертого этапа, с сентября по ноябрь 2019 года, будут разработаны методические рекомендации по принятию в регионах программ сокращения бедности и внесению изменений в федеральное законодательство.

Анализ потребительского благополучия россиян, проведенный экспертами РАНХиГС, показал, что 22% граждан находятся в зоне бедности, то есть их доходы не позволяют приобретать товары сверх минимально необходимого набора базовых продуктов питания. «Значительная часть ​людей в зоне бедности вынуждены выбирать — купить минимальный набор самых простых продуктов (например, картофель, морковь, хлеб) или самые дешевые, но необходимые лекарства», — объяснил РБК один из авторов исследования.

Большинство россиян вынуждены экономить, а в зоне потребительского комфорта находятся только 28,3% — столько россиян сообщили, что могут позволить себе приобрести товары длительного пользования и не опасаются снижения уровня жизни в ближайшем будущем.

Юлия Старостина.

Источник: rbc.ru

Источник: https://zagorodnaya-life.ru/kak-snizit-uroven-bednosti-v-dva-raza-v-rossii-mozhet-poyavitsya-posobie-po-bednosti/

Бедность в россии: статистика и методы борьбы

Способы борьбы с бедностью в России: огород, кредит, новая оценка состояния бедных

Бедность — распространенное явление во всем мире, когда людям не хватает денег на обычные блага и услуги. В российских реалиях наиболее низкие показатели нищеты наблюдаются в Москве и крупных городах.

Но чем ближе человек проживает к сельской местности, тем ниже уровень заработной платы и доходов.

Ниже подробно описано, что такое бедность в России, виды и причины возникновения, а также способы борьбы с нищетой.

Что такое бедность?

Бедность — состояние, когда особа не в силах оплатить минимальные потребности для жизни или тратит для этого все сбережения. Людям недоступна платная медицина, качественные продукты, платное образование, отдых, недвижимость и автомобили.

Хотя в каждой стране действует собственная шкала идентификации черты бедности, в России используют понятие прожиточного минимума.

Это величина дохода, который нужен, чтобы обеспечить себя минимальным количеством платных благ и услуг, включая жилье, продукты питания, медицину.

Степень прожиточного минимума фиксируется государством ежегодно, причем размер отличается для пенсионеров, детей и трудоустроенного населения. В 2020 году минимум составляет 11069 рублей для работающих лиц.

Во всем мире распространено такое явление, как бедность

Виды бедности в России

Нищета в России часто встречающееся явление, но для простоты восприятия бедность разделили на ряд категорий.

Основные формы:

  • устойчивая — низкий уровень обеспечения родителей, которые рождают потенциально бедных детей, не предоставляя им социальную обеспеченность;
  • плавающая — встречается реже, но подразумевает серьезные усилия для выхода из бедного положения.

Также бедность разделяют на категории согласно уровню доходов и возможностям людей. Чем меньшее количество благ может позволить себе человек, тем ниже он расположен на социальной лестнице.

Группы бедности:

  • необеспеченность или умеренная бедность — доходы покрывают расходы на еду, одежду, лечение или отдых, хотя этого недостаточно для нормальной социальной жизни;
  • нужда или средняя бедность — денег хватает на физиологические потребности, но их недостаточно для социальных факторов;
  • глубокая нищета — наиболее острая форма бедности, когда потребности человека сводятся к минимальным. Люди могут недоедать или испытывать голод.

Специфика российской нищеты

Уровень бедности в России напрямую связан с развитием экономики страны. Людям предоставляют недостаточное количество рабочих мест, а также предлагают низкие заработные платы. Доходы не соответствуют стоимости труда и реальным ценам, что сказывается на населении.

С развитием экономики страны напрямую связан уровень бедности в России

На законодательном уровне порог бедности в России устанавливается прожиточным минимумом. Если человек получает зарплату ниже установленного показателя, он зачисляется категорию нищих граждан.

Это означает, что денег недостаточно на еду и одежду, а приходится выбирать между двумя благами. Хотя с 2005 года количество нищих граждан в России постепенно уменьшалось, экономическое положение в 2014 и последующих годах сказалась на росте показателя.

Согласно данным Росстата, показатель числа людей, имеющих доход ниже минимального, превышает 19 млн человек.

Причины возникновения

На возникновения бедности на территории РФ повлияло множество факторов, включая социальные, политические и экономические проблемы.

Основные причины, почему Россия живет в нищете:

  • экономическая составляющая, включая высокий уровень безработицы, недостаточное количество рабочих мест и низкая оплата труда;
  • политическая составляющая — военные конфликты, санкции на Россию от других стран, миграция населения в другие государства;
  • социально-экономические факторы, которые влияют на здоровье населения, уровень инвалидности и заболеваний;
  • плохое образование — рынок испытывает недостаток обученного и квалифицированного персонала.

На уровень бедности также влияют психологические аспекты. Согласно опросам, люди видят проблему в высоком проценте безработицы, коррумпированных чиновниках и государстве, лени и нежелании работать других граждан, а также нестабильной экономической ситуации в стране.

Множество факторов повлияло на возникновения бедности на территории РФ

Провоцирующие факторы

Существуют дополнительные факторы, которые провоцируют массовое обнищание россиян. К ним относятся:

  1. Низкая экономическая грамотность — людей не учат обращаться с деньгами, как правильно тратить, экономить, финансировать средства.
  2. Кредитная нагрузка — многие граждане РФ берут займы в банках и МФО для обеспечения базовых потребностей, таких как еда, жилье, одежда, подарки. Не ознакомившись с полными условиями кредитов, люди попадают в финансовую ловушку.
  3. Разрыв между реальными и средними зарплатами — хотя на бумагах средний размер оплаты труда в регионах около 30 тысяч рублей, далеко не все категории рабочих получают подобные зарплаты.

Основные риски

Риски бедности связаны с множеством факторов, включая регион проживания, занимаемую должность и отрасль работы, а также другие экономические реалии.

Основные причины, влияющие на рост количества населения за чертой бедности:

  • уменьшение размера реальных доходов и рост уровня инфляции в стране, другими словами бедные становятся еще беднее;
  • повышение цен и прожиточного минимума;
  • замедление темпа роста заработной платы из-за падения оборотов компаний;
  • массовое сокращение рабочих мест и зарплат;
  • уменьшение темпов роста государственных пособий по безработице, малоимущим и социального обеспечения.

С множеством факторов связаны риски бедности

На чем экономят россияне?

В связи со сложной экономической ситуацией, жители РФ склонны экономить деньги. Основные способы для сохранения бюджета:

  • уменьшение потребительской корзины и покупка только необходимых продуктов;
  • пешком дешевле, чем такси — россияне уменьшают количество платных проездов на автомобилях;
  • экономия на вредных привычках — рост цен на алкоголь и сигареты способствует тому, чтобы люди больше задумывались о здоровье и не тратили лишние деньги;
  • скидки и акции — все большее количество людей отдают предпочтение покупкам товаров и вещей по скидкам;
  • экономное жилье — моду набирают небольшие квартиры размером до 25-30 квадратом, что обходится дешевле аренды традиционного жилища;
  • автомобиль, как средство роскоши, а не передвижения — на территории РФ наблюдается спад рынка транспортных средств, что связано с ростом цен на авто и на бензин.

Сколько бедных в России

Согласно официальным данным Росстата, количество бедных в России насчитывается более 20 млн человек или 15% от общего населения РФ. Это та категория граждан, чьи доходы ниже прожиточного минимума. Но 67% от общего количества людей за чертой бедности работают в условиях низкой оплаты труда, а доля безработных составляет всего 1,5%.

Полноту экономической карты в России не отображает размер прожиточного минимума

Если брать не реальные доходы, а учитывать возможность получения качественных медицинских услуг, покупку дорогих лекарств и отпуск, то количество малоимущих можно увеличить в полтора-два раза. Размер прожиточного минимума не отображает полноту экономической карты в России.

Насколько вырос уровень бедности в последнее время?

Количество бедного населения постоянно увеличивается. Только в прошлом году уровень малоимущих граждан повысился на 1,5% от общего количества жителей РФ. А за два последних года население России обеднело на 13%, о чем свидетельствуют данные Росстата. Пропасть между бедными и богатыми гражданами постоянно растет.

Тенденция увеличения уровня бедности началась в 2014 году, когда на мировом рынке нефти произошли резкие обвалы цены за баррель продукта. После этого в России начался стремительный рост цен на товары и услуги, а количество малоимущих начало увеличиваться.

Статистика уровня бедности в России по регионам и городам

Процент бедных в России распределяется неравномерно. Наибольшие проблемы наблюдаются в сельской местности, в городах с небольшим количеством жителей, после чего идут мегаполисы.

Неравномерно распределяется процент бедных в России

Согласно информации Росстата, распределение нищих граждан выглядит так:

  • деревни — 24%;
  • города до 50 тысяч граждан — 22%;
  • мегаполисы от 1 млн жителей — 21,3%;
  • города с населением от 250 тысяч до 1 млн — 15,6%;
  • города от 100 до 250 тысяч жителей — 8,6%;
  • города от 50 до 100 тысяч человек — 7,8%.

Существует дополнительная статистика бедных регионов, где учитывается количество свободных денег у семей с детьми, которые погасили все ежемесячные потребности.

Среди худших показателей — Псковская область, Дагестан, Ивановская область и Алтайский край. Говоря о том, как живут люди в деревне России за чертой нищеты — ответ очень простой.

Они выживают с помощью хозяйства и продуктов, выращенных собственными руками на огороде.

Пути решение проблемы

Для решения проблемы с бедностью должна работать государственная система помощи.

Государственная система помощи должна работать для решения проблемы с бедностью

В 2018 и 2020 годах рассматривается несколько вариантов того, как вылезти из нищеты в России:

  • увеличить темпы роста государственной экономики;
  • оказывать денежную помощь регионам и ввести системы социальных пособий для малоимущих;
  • создать новые рабочие места с достойным уровнем оплаты труда.

Чем больше эффективных способов будет применять правительство, тем проще будет справиться с проблемой бедности.

Профилактика нищеты

Для борьбы с недостатком денег государственной помощи недостаточно. Человек должен приложить большие усилия по поиску работы и решения проблем с нищетой.

Основные рекомендации:

  • постоянный поиск работы и анализ вакансий для понимания среднего уровня оплаты труда в регионе;
  • повышение квалификации и уровня навыков;
  • постоянное самообразование для поиска лучшей работы;
  • улучшение здоровья и ведение активного образа жизни, что сказывается на физическом и психическом состоянии человека;
  • повышение финансовой грамотности касательно кредитования, сбережений и инвестиций;
  • расширение круга общения для поиска новых знакомств, получения рекомендаций для последующего трудоустройства.

Чем больше методов задействует человек, тем выше шансы побороть порочный круг и выйти из категории бедных лиц.

Источник: https://bestmem.ru/inostrancam/prozhivanie/nishheta-v-rossii-skolko-chelovek-prozhivaet-za-chertoj-bednosti-i-chto-budet-dalshe.html

Способы борьбы с бедностью в России: огород, кредит, новая оценка состояния бедных

Способы борьбы с бедностью в России: огород, кредит, новая оценка состояния бедных

В последние годы главным условием выполнения любой работы стали отчеты. Чиновники всех уровней стараются, заполняют многочисленные бланки, что-то считают, пересчитывают.

При этом чаще всего конечный результат получается совсем не таким, какой доведен сверху. Что делать? Самое простое – изменить систему подсчета.

Такой способ с успехом можно использовать даже для снижения числа малоимущих.

Важно! За чертой бедности в России находится больше половины многодетных семей!

К примеру, в каком-то населенном пункте живет семья, месячный доход которой не «дотягивает» и до половины требуемого уровня. Конечно, можно оказать ей какую-то помощь, обеспечить главу семьи работой, за которую платят хотя бы среднюю по региону зарплату, какие-то выплаты предусмотреть. Однако таких семей в регионе так много, что просто денег не хватит на всех.

Можно, конечно, представить в правительство отчет с точными цифрами. Обосновать в нем требуемую для исправления положения сумму. Возможно, что помощь региону окажут, вот только местная власть будет признана никуда не годной. А значит, через непродолжительное время в регионе последуют отставки.

Выход один – изменить систему оценки бедности. Взять, к примеру, названую выше семью. Есть у нее участок земле, то есть огород.

При несложном подсчете можно определить, какой урожай картофеля при выполнении всех агротехнических мероприятий можно с него получить.

Далее остается просто умножить килограммы на розничную цену, и тогда семью можно вычеркивать из списка малоимущих. Хорошо, что налог на огород до поры платить не надо.

Но наличие огорода – это всего лишь одно из условий, позволяющих выдать желаемое за действительное. Что касается других условий, то здесь все зависит от фантазии региональных чиновников. А уж в этом Бог их не обидел.

Как выяснила газета «Известия», по мнению региональных чиновников «бедные граждане, имеющие огород или свободную жилплощадь, могут прокормиться с их помощью и не нуждаются в государственных пособиях». Именно так решили в ряде регионов.

Проведя исследования, чиновники пришли к выводу, что «около половины получателей пособий, действительно, не всегда в них нуждаются», следовательно, не помогая им, «освободившиеся средства можно потратить на усиление поддержки «истинных» бедных».

Интересный факт: В программе «Познер» на Первом телеканале глава Счетной палаты Алексей Кудрин заявил, что бедность в России – это позор.

 Объясняя свою оценку, Кудрин подчеркнул, что для страны, имеющей такие экономические показатели, такой ситуации, как бедность, быть просто не должно, поскольку это бьет по человеческому капиталу.

Как признался глава Счетной палаты, у него есть опасения, что сложившаяся в стране ситуация может привести к социальному взрыву.

Чиновники уверены – существуют бедные, мнимые бедные и ленивые бедные

С «изобретениями» региональных чиновников можно познакомиться из предварительных итогов пилотного проекта по снижению уровня бедности. В Минтруда отправлены отчеты региональных властей из Татарстана, Кабардино-Балкарии, Приморского края, Липецкой, Ивановской, Нижегородской, Новгородской и Томской областей.

В Ивановской области чиновники выделили группу «ленивых» бедных. Как следует из отчета, эти люди, «имея дополнительное имущество», просто не желают, а порой не умеют и не хотят научиться, чтобы использовать его для повышения собственного благосостояния. То есть, земельный участок не используется с максимальной отдачей для производства продуктов питания, иное имущество не сдается в аренду.

Что нужно считать доходами по мнению чиновников

Чиновники в Томской области уверены, что постановление правительство нужно скорректировать. Неправильно в нем определено, что следует учитывать при определении дохода семьи.

В доходы нужно добавить стоимость аренды жилья (неважно, что оно не арендуется), доходы от сада и огорода, да и кредиты следует считать доходом (создается впечатление, что чиновники просто не понимают, что кредиты надо отдавать, да еще с процентами).

Следует отдать должное чиновникам Кабардино-Балкарии и Татарстана. Ими уже скорректированы критерии нуждаемости и перераспределены освободившиеся средства, о чем эти чиновники с гордостью рапортуют в своих докладах.

К примеру, в Татарстане с первого апреля, назначая ежемесячные пособия на ребенка и выплаты на проезд пенсионерам, кроме доходов учитывают уровень имущественного обеспечения.

Если у кого-то есть транспортное средство, квартира или дачный дом, или площадь жилья имеет более сорока метров на члена семьи, то таким людям в выплатах отказывают.

Пожалуй, надо вернуться к уже упомянутой Томской области. Не желают там помогать недостаточно бедным. Уверены чиновники, что помощь оказывать нельзя, если граждане не выполнили условие соцконтракта.

Выражается это в следующем: не воспользовался человек, живущий за чертой бедности, пособием, курс повышения квалификации не прошел, на работу не устроился, подсобное хозяйство не развил, значит, в помощи ему нужно отказать.

Кстати, примерно так рассуждают и в Нижегородской области. Уверены чиновники, что для граждан, не исполнивших обязательств по соцконтракту, нужно ввести ответственность — как новый метод борьбы с бедностью. К сожалению, уточнений по поводу последней нет. То есть, неизвестно, имеется ли в виду административная ответственность или желательно ввести какую-нибудь статью в УК РФ.

Подавляющее большинство региональных чиновников уверены, что следует отказывать в поддержке «мнимым» бедным. В данном случае имеются в виду те, кто имеет неофициальные доходы. Различные идеи борьбы с «серой занятостью» имеются в отчетах Приморского края, Липецкой, Ивановской и Томской областей.

Будут ли отбирать у бедных и отдавать нищим?

Минтруда уже напоминал, что критерии нуждаемости для получения соцподдержки согласно настоящей политике государственной борьбы с бедностью устанавливаются региональными властями.

Соблюдается условие, при котором среднедушевой доход семьи не превышает однократной или двукратной величины прожиточного минимума в регионе.

Опыт пилотных проектов будет использоваться для рекомендаций и проектов планов мероприятий во всей стране.

Начальник лаборатории Института социального анализа и прогнозирования (ИНСАП) РАНХиГС Елена Гришина отмечает, что среди получателей адресных пособий довольно много граждан, которые на самом деле не малоимущие. К примеру, как утверждается, в 2017 году таких было 57 процентов. Что касается адресного пособия для бедных, то средний его размер – 9 процентов от прожиточного минимума в регионе.

Чиновники регионов, участвующих в эксперименте по снижению уровня бедности, констатируют, что у них просто не хватает средств для помощи малоимущим. Выходом может быть участие в решении проблемы федерального бюджета.

К примеру, в Томской области предлагают платить пособие по уходу за ребенком до трех лет из федерального бюджета. В Нижегородской области речь идет о необходимости консолидировать региональный и федеральный бюджеты.

В Новгородской области уверены, что соцконтракт надо софинансировать (региональный и федеральный бюджеты).

Но во всех случаях значительная часть отчетов и предложений сводится к изменению критерия оценки бедности. Упоминается и «серая занятость», и огороды, и собственность, которую можно сдавать в аренду, и подсобные хозяйства, и, как уже было сказано, даже кредиты. Принцип простой – отобрать у недостаточно бедных и отдать нищим.

Данная программа борьбы с бедностью со стороны выглядит так. К примеру, взяла семья кредит, чтобы отправить ребенка в школу (к сожалению, таких фактов в стране много), значит, недостаточно бедная она, точнее, «мнимая» у нее бедность. Значит, лишить такую семью пособия, отдать его другой семье, в которой ребенок только в следующем году в школу пойдет, так что кредит ей пока не нужен.

Краткую, но емкую оценку творчеству чиновников дал проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.

По его словам, принцип «отнять у не совсем бедных и отдать нищим» даже при софинансировании из федерального бюджета не окажет ощутимого положительного влияния на обстановку.

Что касается предложения «прокормиться с помощью огорода», то его Сафонов назвал просто циничным, напомнив, что овощами нельзя оплатить ЖКХ или налоги.

Решить проблему бедности в России можно, создав дополнительные рабочие места, подчеркивает Сафонов. Но здесь важно условие – в регионе, в стране должен присутствовать высокий спрос на труд.

По оценкам экспертов, в России это дает эффект лишь в третьей части случаев. Но ведь эффект все же есть. Каждый третий случай – это не плохо.

Несложный подсчет – и вот результат – помощь остальным двум увеличится в полтора раза.

Источник: https://promdevelop.ru/rabota/sposoby-borby-s-bednostyu-v-rossii-ogorod-kredit-novaya-otsenka-sostoyaniya-bednyh/

Путин рассказал, как власти планируют бороться с бедностью. Это сработает? Сколько вообще бедных в России? — Meduza

Способы борьбы с бедностью в России: огород, кредит, новая оценка состояния бедных

20 июня на «прямой линии» президента Владимира Путина несколько раз спросили о падении доходов населения, из-за которого многим не хватает денег даже на еду. Путин ответил, что во всем виноват кризис 2014-2015 годов, а именно падение цен на нефть и другое экспортируемое Россией сырье.

За неделю до этого похожая тема стала предметом спора между чиновниками. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин заявил, что высокий уровень бедности, особенно в семьях с детьми, является «позором России», и добавил, что из-за нее возможен социальный взрыв. Кремль ответил Кудрину, что его слова «являются эмоциональными».

«Медуза» разобралась, так ли все плохо в России с бедностью и можно ли ее побороть в обозримом будущем.

Сколько в России бедных? Их количество растет?

В последние годы уровень жизни наших граждан снижался, сейчас около 12,5 миллиона человек находится за чертой бедности. Бедность в России стала позором, поскольку в стране с таким уровнем ВВП на душу населения, с такими постоянно растущими зарплатами не должно быть такого числа бедных, в особенности в семьях. 70% наших бедных граждан проживает в семьях, в основном это дети.

глава Счетной палаты Алексей Кудрин, «Познер», 17 июня 2019 года

Кудрин прав?

Кудрин оговорился: в России 12,9% официально признанных бедных, а не 12,5 миллионов. В миллионах выходит больше — 18,9. При этом официально — по данным Росстата — количество бедных падает: в прошлом году доля людей с доходами ниже прожиточного минимума и, собственно, количество бедных, немного снизились — впервые с 2014 года. Год назад за чертой бедности жили 13,2% граждан.

«Позором» бедность стала в предыдущие четыре-пять лет: в самом успешном 2012 году официальных бедных было 10,7% или 15,4 миллионов. Хотя ситуация намного лучше, чем была 20 лет назад, когда за чертой жила почти треть населения.

В 2018 году количество бедных сократилось даже несмотря на то, что средние располагаемые доходы всего населения вновь снизились (пятый год подряд). Бедным помогло то, что государство дважды повысило минимальный размер оплаты труда (МРОТ), который теперь в среднем по России превышает прожиточный минимум.

Разве по-настоящему бедных не больше, чем 12,9%?

35,4% семей в стране не могут позволить себе купить две пары подходящей по сезону обуви каждому из членов семьи.

Росстат, 31 марта 2019 года

Честно говоря, я был бы признателен Росстату за разъяснение этих данных. Мы затрудняемся в понимании этих данных.

пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, 3 апреля 2019 года

Сколько на самом деле бедных в России?

Все зависит от того, как подсчитывать бедность. Есть две основные методики: монетарная (бедным считается человек, доход которого меньше, чем некая величина; именно она действует в России официально) и «лишенческий» (депривационный) — бедность определяется по самоощущениям человека, которого спрашивают, что он может себе позволить, а что — нет.

В России эти две группы бедного населения не совпадают: например, в относительно успешном 2013 году в стране было от 10,8% бедных «по доходам» (по данным Росстата») до 13% по данным экспертов ВШЭ.

В то же время лишенными большинства минимальных благ себя считали 25% населения. Причем эти две группы не полностью входят одна в другую.

В сумме получалось 32% людей, которых можно было считать бедными по одной или по обеим методикам.

Несовпадение двух групп хорошо видно на простом примере: официально, большинство пенсионеров в России не считаются бедными, поскольку размер пенсий превышает прожиточный минимум (исключение составляют те немногие, кто имеет иждивенцев); однако именно среди пенсионеров больше всего тех, кто, согласно опросам, испытывает «лишения».

Доля бедных «по самоощущению» в России напрямую зависит от того, какие вопросы им задают исследователи, и может доходить до 50%. Такой результат (по отдельным вопросам) получил Росстат в 2018 году, когда провел исследование уровня жизни (его делают раз в два года).

Выяснилось, что почти 40% граждан не могут купить всем членам семьи две пары обуви в год, а 50% — не могут дважды съездить в отпуск за пределы своего региона.

После того, как Кремль потребовал у Росстата объяснений, статистики указали, что новые результаты хотя и не самые радужные, но они лучше, чем в 2016 году.

Согласно другим опросам, определенные «лишения» ощущают 70% граждан — в основном это невозможность купить товары длительного пользования. «Объективно бедных», которым не хватает денег на самое необходимое — еду, одежду, оплату коммунальных услуг — по данным ВЦИОМ, может быть до 40%.

Есть международные методики — тоже «монетарные» (по доходам) и «лишенческие» (по ощущениям). По любой из тех, что употребляются для измерения бедности в Африке или Латинской Америке, в России бедных почти нет.

Всемирная линия «самого минимального дохода», отделяющего абсолютно бедных от остальных — 1,9 доллара на человека в день; таких в России — менее 0,05%.

Аналогично обстоит дело и со всемирной методикой подсчета бедности по «лишениям» — согласно распространенному индексу Global Multidimensional Poverty Index (MPI), который учитывает доступность начального образования, медицины, нормального жилья и электричества, бедных в России почти нет.

Большинство стран не ориентируются на самых бедных, а используют собственные методики оценки или универсальные, привязанные к среднему доходу. Так, в развитых странах бедными по доходу считаются те, кто получает меньше половины от среднего по стране. Таких в России более 18%, что больше, чем в большинстве развитых стран.

Но главное отличие России от большинства стран — многообразие причин и проявлений бедности. В стране сосуществуют «бедности» из трех эпох — доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной.

  • Доиндустриальная бедность в России встречается в сельской местности, где по-прежнему мало предприятий, способных платить высокие зарплаты.
  • Индустриальная бедность — самая распространенная в стране. Она связана с тем, что в России по-прежнему большая часть предприятий использует низкоквалифицированную рабочую силу, предложение которой выше, чем спрос на нее.
  • Постиндустриальная бедность, свойственна развитым странам, которые лишились значительной части промышленности; рабочие места старых промышленных предприятий там заменили, хотя и не полностью, немногочисленные вакансии для высококвалифицированных рабочих (операторов сложной техники) и места в новой сфере услуг; во многих старых промышленных центрах новой работы на всех не хватает. В России же деиндустриализация после распада Советского Союза не сопровождалась созданием новых рабочих мест; большинство уволенных рабочих вынуждены были уйти на должности в торговле и секторе услуг с маленькими зарплатами.

Ситуация осложняется тем, что в России невелика мобильность населения, особенно бедного. Многие бедные не могут ни приобрести новые навыки, которые позволят им найти новую высокооплачиваемую работу, ни переехать в более богатый регион.

На это накладываются проблемы людей, которые не работают: больше всего бедных (по доходу) в семьях с детьми; больше всего испытывающих «лишения» — среди пенсионеров. Отчасти это связано с демографией — например, старением населения. Отчасти — с тем, что государство не смогло наладить систему социального обеспечения.

За последние 20 лет вся эта многообразная бедность стала хронической, что усложняет борьбу с ней.

Как власти хотят бороться с бедностью?

Генеральный способ [поднять доходы населения] — это повышение производительности труда, развитие экономики и на этой базе увеличение и улучшение уровня жизни граждан, именно на этой базе.

Владимир Путин, «Прямая линия», 20 июня 2019 года

Это поможет?

Когда экономика в 2000-х и начале 2010-х быстро росла, численность бедных снижалась. Однако одного только роста производительности явно не хватит для того чтобы выполнить майский указ 2018 года самого Путина, который требует снизить монетарную бедность вдвое- 6,6% «официальных» бедных — к 2024 году.

Как подсчитали эксперты института Brookings, для того, чтобы добиться снижения бедности вдвое за пять лет, требуются темпы роста, вряд ли доступные российской экономике — 4,4% в год (в прошлом году — лучшем со времен кризиса — они составили 2,3%). При нынешних темпах роста количество «официальных» бедных не опустится ниже отметки 10%.

Всемирный банк указывает, что потенциал роста российской экономики на ближайшие годы остается на уровне 1,5% в год; чтобы нарастить его хотя бы до 3%, увеличения производительности труда не хватит; будут нужны реформы, причем не самые популярные — от улучшения инвестиционного климата и пенсионной реформы до привлечения в страну мигрантов (численность рабочей силы в России сейчас снижается).

Есть другие способы?

Цель снижения бедности вдвое достижима и без высоких темпов роста экономики. Этого можно добиться за счет перераспределения государственных средств.

Правительство предложило несколько перераспределительных мер для поддержки бедных семей с детьми (это 40% всех бедных); предполагаются выплаты пособий по уходу за первым ребенком в размере прожиточного минимума семьям, чей доход не превышает 45 тысяч рублей, создание групп дошкольного образования, в которых могли бы работать малообеспеченные матери и так далее.

Эксперты ВШЭ считают эти меры недостаточными и предлагают действовать более агрессивно и адресно: позволить получать всем бедным семьям пособия за счет материнского капитала, выплачивать пособия тем безработным малоимущим, которые найдут работу (социальный контракт). На все это потребуется 234 миллиарда бюджетных рублей в первый год начала перераспределения. Похожие цифры насчитали и эксперты Brookings — 0,27% ВВП в год или примерно 280 миллиардов рублей.

Сложнее будет бороться с относительной бедностью — «лишениями» у тех, кто формально находится выше черты.

ВШЭ считает, что потребуется создать миллионы новых рабочих мест в корпоративном секторе — как в промышленности и строительстве, так и в малом бизнесе — и перевести туда людей, которые сейчас работают в некорпоративном секторе, то есть в неформальной экономике. Для этого опять же потребуются большие инвестиции — как государственные, так и частные и изменение структуры экономики.

Источник: https://meduza.io/feature/2019/06/23/putin-rasskazal-kak-vlasti-planiruyut-borotsya-s-bednostyu-eto-srabotaet-skolko-voobsche-bednyh-v-rossii

Как борются с бедностью в России?

Способы борьбы с бедностью в России: огород, кредит, новая оценка состояния бедных

Проблема бедности в России актуальна была всегда, сейчас это один из наиболее часто обсуждаемых вопросов на политической арене, но в действительности, несмотря на громкие заявления – до дела, как правило, не доходит.

На текущий день, Россия одна из немногих стран (не считая страны 3-го мира) в которой существует такое понятие, как “работающий бедный”, то есть у нас условному врачу, или учителю, для того, чтобы жить и обеспечивать свою семью приходится устраиваться на вторые, а то и третьи работы, по сколько денег с основной деятельности попросту не хватает.

Именно поэтому многие квалифицированные специалисты (врачи в особенности) уезжают в Германию, к примеру, где получают достойную оплату за свой труд.

Мы согласны с мнением klerk.ru в том, что меры по борьбе с бедностью не столько невозможно выполнить, сколько невыгодно для некоторых людей, в том числе для тех, которые эти меры и должны осуществлять, в виде некоторых реформ.

Какие же способы борьбы с бедностью существуют в принципе и почему они не используются в России или используются, но чисто для галочки.

Источник: info24.ru

Способы борьбы с бедностью:

Существует классификация, включающая 4 основных метода борьбы с бедностью, эти методы используются как в развитых странах, так и в отстающих, просто разница в том, что где то их используют эффективно, а где то нет, в силу разных обстоятельств.

1. Социальные пособия

2. Помощь в натуральной форме

3. Установление минимальной заработной платы

4. Отрицательный подоходный налог

Теперь рассмотрим каждый из этих методов отдельно и более подробно.

Социальные пособия

Это обеспечение денежными средствами нуждающиеся слои населения. Это могут быть семьи с большим количеством детей, могут быть лица с ограниченными возможностями и т.д. В современном своем состоянии российская экономическая система неспособна обеспечить социальными пособиями всех нуждающихся в этом.

Связано это не только с тем, что “денег нет, но вы держитесь”. В первую очередь это связано с тем, что деньги, которые могли бы быть потрачены на социальные выплаты, расходуются из бюджета на совсем другие проекты, которые зачастую бесперспективны, да и вовсе необязательны. Таким образом, система пособий и соц.

выплат существует, но не совсем верно функционирует, в связи, с чем ее эффективность под большим вопросом.

Помощь в натуральной форме

Помощь в натуральной форме существует, и для регулирования такой помощи была создана статья 12 Федерального Закона “О государственной социальной помощи”. Но в данном случае, как и в первом о котором мы уже поговорили, программа существует, но исполняется совершенно неэффективно.

Поймите правильно, программа работает и в некоторых случаях добиться от государства помощи в виде медикаментов, одежды, продуктов возможно, но добиться получения помощи очень сложно, да и представляется она в исключительных случаях. В США кстати существует 200 банков еды (по всей стране) в ней любой нуждающийся может взять продукты питания совершенно бесплатно, без сложных процедур оформления заявки и долгого ожидания ее подтверждения.

Минимальная заработная плата (МРОТ)

На самом деле, у многих сложился стереотип, что МРОТ – это плюс минус тоже самое, что и прожиточный минимум, то есть та сумма, которая необходима человеку для выживания.

Но это не так, во многих странах МРОТ – сильно превышает прожиточный минимум, но у нас в стране это не так.

Но проблема не только в маленьком размере МРОТ, но и в том, что зачастую работник оказывается “у разбитого корыта”, а работодателя обязать к выплате иногда не выходит даже при обращении в контролирующие органы.

Чтобы Вы понимали разницу с другими странами, в сравнение с Германией, которая в аспекте оплаты труда считается развитой, у нас отношение МРОТ к прожиточному минимуму на 126, 46% меньше, практически в два раза! То есть по меркам Германии в нашей стране при таком прожиточном минимуме з/п должна быть $369,28.

Отрицательный подоходный налог

Эта мера отличается тем, что о ней в нашей стране не принято разговаривать в принципе, да и в принципе этот метод не используется у нас в стране.

Все просто, вводится прогрессивный подоходный налог – заработал больше, изволь заплатить налог больше.

Кроме того, при такой шкале устанавливают минимальный порог з/п, не переступив который, гражданин освобождается от налогов в принципе. И естественно данный метод не выгоден людям, стоящим у власти.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/bafra/kak-boriutsia-s-bednostiu-v-rossii-5d56be2235c8d800ad006507

Об успешном бизнесе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: