Вопросы по федеральным стандартам бухгалтерского учета

Содержание
  1. Новый профстандарт «Бухгалтер»: какие требования к профессии он вводит и кто обязан его применять
  2. Что грозит бухгалтеру, который не соответствует профстандарту
  3. Можно ли нанять главбуха, который не отвечает стандарту
  4. Должности и трудовые функции
  5. Необходимый опыт и образование
  6. Как в учреждении применять новые федеральные стандарты учета и отчетности
  7. Как применять федеральный стандарт бухгалтерского учета «Запасы»
  8. Единицы бухгалтерского учета запасов
  9. Выбор единицы учета. Советы бухгалтерам
  10. Резерв под снижение стоимости
  11. Учет отдельных категорий материальных запасов — ценных подарков и сувениров
  12. Документы, регулирующие бухучёт и отчетность в России
  13. Минфин России о ходе разработки ФСБУ
  14. Программаразработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2018 — 2020 гг.
  15. Разъяснения Минфина России. Теория и практика бухучёта
  16. Отраслевые стандарты
  17. МСФО — Международные стандарты финансовой отчётности, действующие в России*. Соответствие МСФО Федеральным стандартам РФ — ФСБУ (ПБУ)
  18. МСФО Разъяснения Международных стандартов финансовой отчетности
  19. Отраслевые стандарты бухгалтерского учета
  20. Российские стандарты бухгалтерского учета: федеральные, отраслевые, внутрифирменные
  21. Федеральные стандарты бухгалтерского учета
  22. Отраслевые стандарты бухгалтерского учета (ОСБУ)
  23. ОСБУ: примеры и проекты
  24. Российские стандарты бухгалтерского учета
  25. Федеральные стандарты по бухгалтерскому учету
  26. Положения по бухгалтерскому учету

Новый профстандарт «Бухгалтер»: какие требования к профессии он вводит и кто обязан его применять

Вопросы по федеральным стандартам бухгалтерского учета

Новый профстандарт «Бухгалтер»: какие требования к профессии он вводит и кто обязан его применять

5 апреля 2019 Елена Маврицкая Ведущий эксперт, главбух с 10-летним стажем

С 6 апреля 2019 года начинает действовать новый профессиональный стандарт «Бухгалтер» (утв. приказом Минтруда России от 21.02.19 № 103н).

Кто обязан его применять? Можно ли уволить бухгалтера, который не соответствует стандарту? Кого могут наказать за игнорирование стандарта? Какие должности вводит стандарт? Ответы на эти вопросы — в нашей сегодняшней статье.

Применению профессиональных стандартов посвящена статья 195.3 Трудового кодекса РФ. В ней говорится, что если закон или другой нормативный правовой акт устанавливает какие-либо требования к квалификации работника, то работодатель обязан использовать профстандарт в части данных требований.

В настоящее время требования к квалификации главных бухгалтеров установлены несколькими законами. Так, в части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.12.

11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» говорится, что главбухи ПАО (кроме кредитных организаций), страховых компаний и ряда других организаций должны иметь высшее образование и стаж работы, связанной с бухучетом, составлением отчетности или аудитом не менее 3 лет из последних 5 календарных лет.

А если их образование не относится к области бухучета и аудита, профессиональный стаж должен составлять не менее 5 лет из последних 7 календарных лет работы.

Пройти подготовку на соответствие профстандарту «Бухгалтер» (код А, В) при ОСНО

Другой пример — главбухи компаний-операторов платежной системы (не являющихся кредитными организациями). Они должны иметь высшее экономическое, юридическое образование или высшее образование в сфере информационных и коммуникационных технологий.

А при наличии иного высшего образования — опыт руководства отделом или иным подразделением кредитной организации или оператора платежной системы не менее 2 лет (п. 2 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 27.06.

11 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»).

Если не применять профстандарт в ситуации, когда этого требует закон или иные нормативные правовые акты (НПА), нарушители (организация и ее руководитель) могут быть привлечены к ответственности на основании статьи 5.27 КоАП РФ.

Для организации штраф составляет от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, а при повторном нарушении — от 50 тыс. до 70 тыс. рублей. Санкции для руководителя такие: штраф от 1 тыс. до 5 тыс. рублей, а при повторном нарушении — штраф от 10 тыс. до 20 тыс.

рублей или дисквалификация на срок от года до трех лет.

Если главный бухгалтер трудится в организации, для которой законом или иным НПА не установлено требований к квалификации главбуха, то работодатель не обязан применять в отношении него профстандарт.

Это же касается «простых» (т.е. не главных) бухгалтеров, а также других должностей, упомянутых в новом профстандарте (о них мы расскажем ниже).

Для них профстандарт «Бухгалтер» тоже является рекомендательным.

Что грозит бухгалтеру, который не соответствует профстандарту

Соответствие сотрудника профстандарту (как в случае обязательного, так и в случае добровольного применения стандарта) подтверждается оценкой квалификации. Провести такую оценку можно собственными силами, а можно привлечь независимых оценщиков (см. «Что нужно знать работодателю и работнику о независимой оценке квалификации»).

Но даже если независимая оценка покажет, что квалификация сотрудника не соответствует профстандарту, уволить человека нельзя. Дело в том, что Трудовой кодекс РФ не содержит такого основания для увольнения как «недостаточная квалификация» или «несоответствие профстандарту».

Увольнение по указанным причинам недопустимо вне зависимости от того, обязан ли работодатель придерживаться профстандарта или же он делает это добровольно.

Если по результатам независимой оценки квалификации окажется, что работник не соответствует установленным требованиям, можно принять более «щадящие» меры, например, направить его на курсы повышения квалификации, уменьшить премию и т.д.

Бесплатно получить образец учетной политики и вести бухучет в веб‑сервисе для небольших ООО и ИП

Можно ли нанять главбуха, который не отвечает стандарту

Но если речь идет о кандидате на должность главбуха, то несоответствие его профстандарту может повлечь серьезные последствия.

В ситуации, когда работодатель обязан применять профстандарт, он не вправе принять в штат человека, если независимая оценка квалификации не подтвердила, что кандидат соответствует требованиям профстандарта.

Данный вывод можно сделать из положений пункта 6 информации Минтруда России от 05.04.16 (также см. «Профессиональные стандарты: когда и как их должны применять работодатели»).

Если работодатель применяет профстандарт добровольно, то он может (но не обязан) отказать в приеме на работу кандидату, не прошедшему независимую оценку квалификации. Обратите внимание: работодателям не возбраняется устанавливать для кандидатов требования, которые являются более высокими по сравнению с требованиями профессионального стандарта.

Рассмотрим, какие правила и критерии прописаны в новом профстандарте «Бухгалтер».

Должности и трудовые функции

В прежнем профстандарте «Бухгалтер» (утв. приказом Минтруда России от 22.12.14 № 1061н) говорилось о двух должностях: «бухгалтер» и «главный бухгалтер». Для каждой из них была предусмотрена обобщенная трудовая функция.

Для бухгалтера — ведение бухучета, а для главного бухгалтера — составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта (см.

«Утвержден профессиональный стандарт «Бухгалтер»: какие требования теперь предъявляются к профессии»).

Пройти подготовку на соответствие профстандарту «Бухгалтер» (код А, В) при УСН

В новом профстандарте перечень должностей намного шире. Кроме «простого» бухгалтера и главбуха в нем есть также бухгалтер I категории и бухгалтер II категории, начальник департамента бухгалтерского учета, директор по операционному управлению и ряд других должностей. Расширен и список обобщенных трудовых функций.

В него добавлено составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта, имеющего обособленные подразделения; составление и представление консолидированной отчетности; оказание экономическим субъектам услуг по ведению бухгалтерского учета, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Каждая обобщенная трудовая функция состоит из «обычных» трудовых функций. К примеру, составление и представление консолидированной отчетности включает в себя две функции. Первая — управление процессом методического обеспечения составления консолидированной финансовой отчетности группы организаций.

Вторая — управление процессом составления и представления консолидированной финансовой отчетности. В свою очередь каждая «обычная» трудовая функция состоит из трудовых действий.

Так, управление процессом составления и представления консолидированной отчетности состоит из обеспечения выполнения процедур консолидации в соответствии с установленными требованиями, из обеспечения формирования числовых показателей отчетов, входящих в состав консолидированной финансовой отчетности и т.д.

https://www.youtube.com/watch?v=wvjxgWgOWIA

Кроме того, для всех обобщенных трудовых функций названы необходимые навыки и знания. В частности, бухгалтеры (в том числе I и II категории) должны уметь составлять первичные документы в электронном виде, пользоваться справочно-правовыми системам, знать законодательство РФ об архивном деле и проч.

Получать «первичку» от клиентов, вести учет и сдавать отчетность через веб-сервис

Необходимый опыт и образование

Новый профстандарт устанавливает требования к образованию и опыту работы бухгалтеров, которые занимают те или иные должности. Примечательно, что одна и та же должность может предполагать разные уровень образования и опыт работы в зависимости от того, какая обобщенная трудовая функция выполняется. В качестве примера приведем главбуха.

Если он составляет отчетность организации, не имеющей обособленных подразделений, то он может иметь среднее профессиональное образование, а опыт руководящей работы при этом не обязателен. Если же главбух составляет отчетность компании с обособленными подразделениями, то он должен иметь высшее образование и опыт работы руководителем (см.

таблицу ниже; по клику откроется картинка большего размера).

Важная деталь: для всех без исключения должностей и трудовых функций действует следующее правило.

Если у работника есть образование необходимого уровня, но оно не является профильным (то есть не является бухгалтерским), то плюс к нему нужно пройти программу профпереподготовки.

При этом для главбухов, начальников отделов бухучета и начальников отделов консолидированной отчетности таким допобразованием являются программы повышения квалификации в объеме не менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.

Пройти курс дополнительного образования по профстандарту «Бухгалтер» (от 136 до 272 часов) и получить диплом

А для директоров по операционному управлению, по бухгалтерскому аутсорсингу и других «директорских» должностей — программы повышения квалификации не реже одного раза в три года. Для должностей «бухгалтер», «бухгалтер I категории» и «бухгалтер II категории» конкретных требований к допобразованию не предусмотрено.

Для наглядности мы разместили в таблице информацию об образовании, опыте и стаже работы, необходимых для каждой из должностей, предусмотренных в новом профстандарте «Бухгалтер».

Трудовые функции, образование и опыт работы для различных бухгалтерских должностей

Обобщенная трудовая функцияОбразованиеОпыт работы
Должности «бухгалтер», «бухгалтер I категории» и «бухгалтер II категории»
Ведение бухгалтерского учета (уровень квалификации 5)Среднее профессиональное — программы подготовки специалистов среднего звена.Для должностей с категорией нужен опыт работы в должности с более низкой (предшествующей) категорией не менее одного года. Так, для бухгалтера II категории нужен опыт работы бухгалтером I категории не менее одного года.
Должности «главный бухгалтер» и «начальник (руководитель, директор) отдела (управления, службы, департамента) бухгалтерского учета»
Составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта (уровень квалификации 6)Высшее — бакалавриат, либо среднее профессиональное — программы подготовки специалистов среднего звена.При наличии высшего образования необходим опыт бухгалтерско-финансовой работы не менее 5 лет.При наличии среднего профобразования — не менее 7 лет бухгалтерско-финансовой работы.
Составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта, имеющего обособленные подразделения (уровень квалификации 7)Высшее — магистратура или специалитет.Не менее 5 лет бухгалтерско-финансовой работы на руководящих должностях.
Составление и представление консолидированной отчетности (уровень квалификации 8)Не менее 5 лет из последних 7 календарных лет работы должны быть связаны с ведением бухучета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо аудитом, в т. ч. на руководящих должностях.При наличии высшего экономического образования по специальности бухучет и (или) аудит — не менее 3 лет из последних 5 календарных лет.
Должность «начальник (руководитель, директор) управления, (службы, департамента) консолидированной финансовой отчетности»
Составление и представление консолидированной отчетности (уровень квалификации 8)Высшее — магистратура или специалитет.Не менее 5 лет из последних 7 календарных лет работы должны быть связаны с ведением бухучета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо аудитом, в т. ч. на руководящих должностях.При наличии высшего экономического образования по специальности бухучет и (или) аудит — не менее 3 лет из последних 5 календарных лет.
Должности «директор по операционному управлению», «директор по бухгалтерскому аутсорсингу», «коммерческий директор» и «директор по развитию бизнеса»
Оказание экономическим субъектам услуг по ведению бухучета, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (уровень квалификации 8)Высшее — магистратура или специалитет.Не менее 5 лет из последних 7 календарных лет работы должны быть связаны с ведением бухучета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо аудитом, в т. ч. на руководящих должностях.При наличии высшего экономического образования по специальности бухучет и (или) аудит — не менее 3 лет из последних 5 календарных лет.

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/comments/2019/4/14535

Как в учреждении применять новые федеральные стандарты учета и отчетности

Вопросы по федеральным стандартам бухгалтерского учета

Расскажем о новых ФСБУ с 2020 года и подробно разберем стандарт «Запасы»

Организации бюджетной сферы в 2020 году вместе с уже действующими стандартами применяют ФСБУ:

  • «Запасы».
  • «Концессионные соглашения».
  • «Долгосрочные договоры».
  • «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах».
  • «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Сегодня главная цель бухгалтера — понять, как  применять вновь вступившие в силу стандарты на практике. Мы все в процессе первого применения стандартов. Время многочисленных вопросов, трудностей перехода.

Об основных требованиях новых стандартов, как их применять рассказала эксперт Наталья Гусева на вебинаре в Контур.Школе «Федеральные стандарты учета и отчетности 2020 года. Практика применения в организациях бюджетной сферы». В этом отрывке из вебинара лектор рассказывает, как применять федеральный стандарт бухгалтерского учете «Резервы»:

Далее в статье подробно разберем стандарт «Запасы», поскольку он затрагивает бухгалтерский учет всех организаций бюджетной сферы.

Как применять федеральный стандарт бухгалтерского учета «Запасы»

Правила стандарта «Запасы» применяют при отражении видов запасов:

  • материальные запасы — на счете 105 00;
  • остатки незавершенного производства — на счете 109 00.
  • Незавершенное производство — это затраты на изготовление готовой продукции, которая не прошла всех стадий, предусмотренных технологическим процессом, затраты на объем не завершенных выполнением услуг, работ, этапов работ. 
  • К незавершенному производству можно отнести товары, не прошедшие техническую приемку или необходимые испытания, законченные работы, услуги, которые еще не принял заказчик.
  • Незавершенное производство отражается в бухгалтерском учете по фактической себестоимости прямых и накладных затрат.

Сумма общехозяйственных расходов учреждения не включается в фактическую стоимость незавершенного производства. Это требование п. 28 СГС «Запасы».

Основные группы материальных запасов, согласно стандарту:

  • материалы;
  • готовая продукция, биологическая продукция;
  • товары;
  • иные материальные запасы — материальные ценности, приобретенные, созданные для выполнения полномочий по обеспечению техническими средствами реабилитации, лекарственными средствами, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, иными материальными ценностями отдельных категорий граждан, организаций.

Стандарт «Запасы» не нужно применять:

  • при учете библиотечных фондов, финансовых инструментов, активов культурного наследия, незавершенного производства по договорам строительного подряда, если учреждение является подрядчиком;
  • при учете биологических активов — животных, растений, выращиваемых для получения биологической продукции.

Бухгалтеры должны понимать, что стандарт «Запасы» применяется к группам материальных запасов, которые уже были, но он объединяет эти группы, вводит новые понятия и правила учета.

Единицы бухгалтерского учета запасов

Теперь учреждение должно самостоятельно выбрать и утвердить единицы бухгалтерского учета запасов для того, чтобы формировать достоверную информацию и обеспечить контроль за их сохранностью и движением. Напомним, учитывать запасы можно:

  • в номенклатурных, реестровых единицах;
  • партиями, однородными (реестровыми) группами запасов.

Бесплатные вебинары в Контур.Школе

Изменения в учете. Практические ситуации. Судебная практика.

Расписание вебинаров

Партиями можно учитывать однородные товары, поступившие от одного поставщика по одному документу или по нескольким документам, но одновременно. Товары, поступившие от одного поставщика одним видом транспорта, — это тоже партия.

Выбор единицы бухгалтерского учета зависит от характера запасов, порядка их приобретения и использования. Например, при ремонте учреждение может учитывать цемент по тоннам, кирпич — по штукам, а линолеум, обои, краску — по партиям.

Важно утвердить эти единицы учета в учетной политике.

Выбор единицы учета. Советы бухгалтерам

Комментирует Наталия Гусева, аудитор, эксперт в области учета, финансов и проверок в бюджетном секторе, ведущая вебинара «Федеральные стандарты учета и отчетности 2020 года. Практика применения в организациях бюджетной сферы»:

«По сути, бухгалтеры всегда работали с единицами: тонны, метры. Сейчас есть такое понятие «выбор единицы учета». Это вы принимаете решение, исходя из характеров запасов.

  • При принятии запасов к учету субъект учета самостоятельно выбирает единицу из бухгалтерского учета в рамках формирования учетной политики. Выбор единицы учета зависит от характера запасов, порядка их приобретения или использования.
  • В партиях учитывайте однородные товары, которые поступили от одного поставщика (по одному документу, по нескольким документам, но одновременно, одним видом транспорта).
  • Также партию применяйте при массовых продажах товаров. Такая единица поможет отследить срок годности запасов. Применяйте ее для учета питания, медикаментов. Эта система позволит оптимально вести учет».

Резерв под снижение стоимости

ФСБУ «Запасы» ввел понятие «резерв под снижение стоимости материальных запасов»:

  • резерв формируется, если организация бюджетной сферы реализует товары по цене ниже балансовой стоимости или безвозмездно.

На каждую отчетную дату балансовую стоимость материальных запасов, предназначенных для реализации безвозмездно или за плату по незначимым ценам по сравнению с рыночными, нужно сравнивать с нормативно-плановой стоимостью для целей реализации, установленной на соответствующий отчетный период.

Наталия Гусева рекомендует: «Посмотрите свою учетную политику. Учреждения формируют резерв под снижение стоимости материальных запасов, если у вас есть категории «Товары», «Готовая продукция, биологическая продукция. С точки зрения практики — это удобно, так как будет отражать те факты, которые происходят у вас в хозяйственной сфере».

Резерв под снижение стоимости относится на финансовый результат текущего отчетного года. Создавать резерв под снижение стоимости материальных запасов нужно в разрезе номенклатурных единиц, партий, однородных групп материальных запасов, которые вы закрепили в учетной политике.

Порядок создания резерва также закрепите в своей учетной политике. Продумайте и пропишите в ней дату признания обязательства в учете, периодичность сравнения балансовой стоимости материальных запасов с ценой их продажи.

Учет отдельных категорий материальных запасов — ценных подарков и сувениров

«Хочу обратить внимание на сувенирную продукцию. Раньше мы ее сразу списывали. Теперь организации бюджетной сферы, приобретая призы, знамена, кубки для награждения, ценные подарки, сувениры и другие материальные ценности для дарения, отражают их на счете 0 105 36 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения».

С момента выдачи их со склада сотруднику учреждения, ответственному за организацию торжественного мероприятия, ценные подарки, сувениры нужно отразить на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры».

Ответственный за мероприятие сотрудник должен оформить документ, подтверждающий факт вручения ценного подарка, кубка или сувенира:

  • таким документом может быть акт о вручении. Форма акта и порядок его оформления закрепляются в рамках формирования учетной политики субъекта учета.

Акт о вручении ценных подарков должен содержать все необходимые реквизиты. Минфин допускает, что подписи лиц, которым вручаются ценные подарки и сувениры, в акте могут отсутствовать.

Акт о вручении документально подтверждает выдачу ценных подарков и сувенирной продукции и является основанием для списания их стоимости на расходы текущего финансового периода в Дт 0 401 20 272 «Расходы материальных запасов текущего финансового года» (Письмо Минфина России от 26.04.2019 № 02-07-07/31230).

Запись в бухгалтерском учете:

  • Дт 0 401 20 272 Кт 0 105 36 449

Бывают ситуации, когда ответственный за мероприятие сотрудник одновременно приносит в бухгалтерию документы, подтверждающие приобретение ценных подарков, и акт, подтверждающий их вручение.

На забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» информацию о таких материальных ценностях отражать не нужно.

В этом случае стоимость подарков, сувенирной продукции по факту поступления сразу списывается на расходы текущего финансового периода, в дебет счета 040120272 «Расходы материальных запасов текущего финансового года».

Более полную актуальную информацию об учете нефинансовых активов материальных запасов вы найдете в материалах онлайн-курсов Контур.Школы:

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1831

Документы, регулирующие бухучёт и отчетность в России

Вопросы по федеральным стандартам бухгалтерского учета
Система регулирования бухучета Учетная политика экономического субъекта Нормативные правовые акты органов регулирования. Стандарты ПБУ (ФСБУ), МСФО Законодательные акты Законы, документы Президента и Правительства РФ

См. материалы Минфина России:

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона «О бухгалтерском учете», других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, прямо или косвенно регулирующих вопросы бухгалтерского учёта.

Минфин России о ходе разработки ФСБУ

Утвержденаприказом Министерствафинансов Российской Федерации

от  «18» апреля 2018 г. № 83н

Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2018 — 2020 гг.

№ п/пРабочее наименование проекта стандартаСрок представления уведомления о разработке проекта стандартаСрок представления проекта стандарта в Совет по стандартам бухгалтерского учетаПредполагаемая дата вступления стандарта в силу для обязательного примененияОтветственные исполнители (разработчики проектов стандартов)
1. Разработка федеральных стандартов бухгалтерского учета
1.1Запасыпредставленопредставлен2019Фонд «НРБУ «БМЦ»[1]
1.2Нематериальные активыпредставленопредставлен2020Фонд «НРБУ «БМЦ»
1.3Арендапредставленопредставлен2022Минфин России
1.4Основные средствапредставленопредставлен2020Фонд «НРБУ «БМЦ»
1.5Незавершенные капитальные вложенияпредставленопредставлен2020Фонд «НРБУ «БМЦ
1.6Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты)представленоIII кв. 2018 г.2020Фонд «НРБУ «БМЦ»
1.7Документы и документооборот в бухгалтерском учетеII кв. 2018 г.IV кв. 2018 г.2020Минфин России
1.8ДоходыIV кв. 2018 г.II кв. 2019 г.2022НП «ИПБ России»[2]
1.9Некоммерческая деятельностьIV кв. 2018 г.II кв. 2019 г.2021Фонд «НРБУ «БМЦ
1.10Бухгалтерская отчетностьI кв. 2019 г.III кв. 2019 г.2021Минфин России
1.11Участие в зависимых организациях и совместная деятельностьII кв. 2019 г.III кв. 2019 г.2021Минфин России
1.12РасходыIV кв. 2019 г.II кв. 2020 г.2022НП «ИПБ России»
1.13Финансовые инструментыI кв. 2020 г.III кв. 2020 г.2022Фонд «НРБУ «БМЦ»
1.14Добыча полезных ископаемыхI кв. 2020 г.IV кв. 2020 г.2022Фонд «НСФО»[3]
2. Разработка изменений в федеральные стандарты бухгалтерского учета
2.1Изменения в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»[4]представленоII кв. 2018 г.2020Минфин России
2.2Изменения в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»[5]представленоII кв. 2018 г.2020Минфин России
2.3Изменения в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»[6]II кв. 2018 г.III кв. 2018 г.2020Минфин России
[1] Фонд развития бухгалтерского учета «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» [2] Некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» [3] Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» [4] Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. № 114н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 декабря 2002 г.

, регистрационный номер 4090) с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 11 февраля 2008 г. № 23н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 марта 2008 г., регистрационный номер 11274), от 25 октября 2010 г.

№ 132н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 ноября 2010 г., регистрационный номер 19048), от 24 декабря 2010 г. № 186н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 февраля 2011 г.

, регистрационный номер 19910), от 6 апреля 2015 г. № 57н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 апреля 2015 г., регистрационный номер 37103)

[5] Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16 октября 2000 г. № 92н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 20 ноября 2000 г. № 9898-ЮД приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16 октября 2000 г.

№ 92н не нуждается в государственной регистрации) с изменениями, внесенными  приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 сентября 2006 № 115н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации  от 27 октября 2006 г.

№ 01/9423-СВ приказ Министерства финансов Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. № 115н не нуждается в государственной регистрации)

[6] Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2002 г. № 66н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 августа 2002 г., регистрационный номер 3655) с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 18 сентября 2006 г.

№ 116н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 октября 2006 г., регистрационный номер 8397), от 8 ноября 2010 г. № 144н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 декабря 2010 г., регистрационный номер 19088), от 6 апреля 2015 г.

№ 57н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации   30 апреля  2015 г., регистрационный номер 37103)

Разъяснения Минфина России. Теория и практика бухучёта

Индивидуальный предприниматель самостоятельно принимает решение о порядке ведения учета своей деятельности. Исходя из Федерального закона от 06.12.2012 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (часть 2 статьи 6) он может:

1) не вести бухгалтерский учет в порядке, установленном этим Федеральным законом в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах индивидуальный предприниматель ведет учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности;

2) вести бухгалтерский учет с использованием упрощенных способов, установленных для субъектов малого предпринимательства;

3) вести бухгалтерский учет в полном объеме, предусмотренном названным Федеральным законом.

Отраслевые стандарты

  • Обязательны к применению соответствующими экономическими субъектами (еслииное не установлено этими стандартами)
  • Устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности
  • Разрабатываются и утверждаются органами государственного регулирования бухгалтерского учета (Банк России, Минфин России) в пределах их компетенции
  • Подтверждаются экспертизой Совета по стандартам бухгалтерского учета

МСФО — Международные стандарты финансовой отчётности, действующие в России*. Соответствие МСФО Федеральным стандартам РФ — ФСБУ (ПБУ)

* Документы МСФО обязательны к применению при составлении консолидированной финансовой отчетности.

Документы МСФО – принимаемые Фондом МСФО:

  • международные стандарты
  • разъяснения международных стандартов
  • изменения, которые вносятся в международные стандарты и разъяснения
  • иные документы, определенные Фондом МСФО в качестве неотъемлемой части международных стандартов и (или) разъяснений

В этом разделе представлена обновленная консолидированная версия МСФО на русском языке.

Она представляет собой полный текст МСФО, признанных в установленном порядке для применения на территории Российской Федерации, в который инкорпорированы все принятые изменения стандартов.

Тексты документов соответствуют материалам размещенным на официальном сайте Минфина России в сети «Интернет» www.minfin.ru в разделе .

МСФО Разъяснения Международных стандартов финансовой отчетности

Источник: https://laudit.ru/laws/sistema-regulirovaniya-buhucheta-v-rossii

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета

Вопросы по федеральным стандартам бухгалтерского учета

Любое предприятие функционирует в рамках, определяемых соответствующими законодательными нормами.

Учетная деятельность организаций также подчинена особым правилам, объединенным звучным названием «Стандарты бухгалтерского учета».

К современному бухучету предъявляются требования, разрабатываемые на различных уровнях и регулирующие разные стороны. Разберемся в иерархии этих нормативных документов.

Российские стандарты бухгалтерского учета: федеральные, отраслевые, внутрифирменные

Итак, стандарты бухгалтерского учета – это документы, устанавливающие основополагающие требования по ведению и методике учета. Они бывают:

  • федеральными, т. е. действующими и обязательно применяемыми на территории всей Российской Федерации в компаниях любой отрасли и формы собственности;
  • отраслевыми, т. е. установленными к применению компаниями в различных отраслях;
  • внутрифирменные, т. е. разработанные и применяемые в системе субъекта (компании или предприятия).

Федеральные стандарты бухгалтерского учета

Главным отечественным законом, регламентирующим учетную деятельность в каждой компании, является закон «О бухучете» № 402-ФЗ от 06.12.2011. Он и устанавливает объединяющие рамки РСБУ, предусматривая порядок и утверждение федеральных стандартов. Обязательные к применению в любой компании независимо от вида ее деятельности, они определяют:

  • признаки и классификацию объектов учета, условия их постановки на учет и выбытия;
  • методы оценки;
  • условия пересчета стоимости из иностранной валюты в национальную;
  • необходимость принятия учетной политики фирмы;
  • план счетов бухучета;
  • правила составления финансовой отчетности и др.

Федеральные стандарты бухгалтерского учета, а это все Положения, регулирующие осуществление учета, утверждаются Минфином РФ. Сегодня национальные стандарты бухгалтерского учета насчитывают 24 ПБУ и несколько специальных Положений.

Внутрифирменные стандарты бухгалтерского учета, обычно имеющие форму локальных актов предприятия, разрабатываются компанией и предназначаются для осуществления бухгалтерского учета именно в ней.

Потребность в их разработке, а также порядок рассмотрения и утверждения, внесения изменений или отмены фирма также определяет самостоятельно.

Важно лишь, чтобы устанавливаемые компанией стандарты не противоречили федеральным НПА и принятым отраслевым стандартам, а дополняли их в связи с необходимой спецификой или функциональностью производства.

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета (ОСБУ)

Особенности использования федеральных стандартов в различных видах функционирования регулируется отраслевыми. Механизм их применения более элементарен, и создаются они с учетом особенностей отрасли или направления в ней.

Отраслевые стандарты входят в общую категорию НПА, определяющих вопросы учета вместе с федеральными, внутрифирменными стандартами и рекомендациями. Они диктуют требования:

• минимально необходимые — в части правил по применению бухучета;

• допустимые — в части методов учета.

Специфичность отраслевых стандартов бухгалтерского учета проявляется в том, что они, как и федеральные, обязательны к применению. Утверждаются они лишь после проведения специальной экспертизы в Совете по стандартам. Объединяя основные принципы ведения учета в РФ, отраслевые стандарты бухучета могут:

• детализировать, выборочно уточняя, специальные требования учета либо учет отдельных видов деятельности, например, учет в бюджетных организациях;

• применяться, как универсальный вариант.

Стремительное приближение российских принципов бухгалтерского учета к МСФО оправдано и неизбежно. Именно МСФО становятся основой для разработки и применения ОСБУ. В настоящее время главным регулятором рынка Банком России активно разрабатываются проекты ОСБУ для различных отраслей и осуществляемой деятельности.

ОСБУ: примеры и проекты

Банк России размещает на собственном сайте уже утвержденные ОСБУ и проекты, регламентировавшие учетные процессы разных субъектов. Многие из них разработаны недавно и начинают (а чаще лишь планируются) внедряться в жизнь компаний постепенно и поэтапно. Возникновение ОСБУ обусловлено:

• государственными перспективами сближения РСБУ и МСФО;

• будущим (с 2018-2019 г.) переходом на единый план счетов (ЕПС), объединяющий деятельность кредитных (КФО) и некредитных (НФО) финансовых организаций;

• стремлением к установлению единообразия и повышения информативности отчетности.

ОСБУ действующие, и опубликованные проекты можно рассматривать, как две отдельные категории:

• общие документы, объединяющие основные требования по бухгалтерским операциям, одинаково применяемыми как КФО, так и НФО;

• специфические, т.е. определяющие правила учета операций, характеризующих какой-либо отдельный вид деятельности.

Примерами ОСБУ могут служить недавно утвержденные Банком России документы:

• для НФО – ОСБУ:

– операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом НФО от 18.11.2015 № 505-п;

Источник: https://spmag.ru/articles/otraslevye-standarty-buhgalterskogo-ucheta

Российские стандарты бухгалтерского учета

Вопросы по федеральным стандартам бухгалтерского учета

Отличительной особенностью бухгалтерского учета в России является его строгая регламентация. Государство регулирует национальную учетную систему с помощью ряда нормативно-правовых актов, обязательных для исполнения.

В свою очередь, организации, руководствуясь требованиями регулятора, формируют пакет локальных актов по регламентации внутреннего учетного процесса, исходя из отраслевой специфики, условий хозяйствования, структуры, нужд управления и иных факторов.

Все документы, так или иначе регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в отдельно взятой компании, в зависимости от убывания их юридического статуса можно условно представить в виде четырехуровневой иерархической системы.

Основополагающий документ первого уровня – это Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ О бухгалтерском учете (далее Закон №402-ФЗ). Закон устанавливает:

круг лиц, обязанных вести бухгалтерский учет; состав объектов бухгалтерского учета; способы организации бухгалтерского учета на предприятии; требования к главному бухгалтеру для отдельных категорий экономических субъектов; основные элементы учетной политики; порядок оформления первичных учетных документов и бухгалтерских регистров; общие требования к финансовой отчетности и ее составу; необходимость проведения инвентаризаций и организации внутреннего контроля;

сроки хранения бухгалтерских документов.

Также закон подробно освещает вопросы регулирования бухгалтерского учета, в том числе соответствующие принципы, документы, субъекты, функции регулирующих органов. Отдельные статьи Закона №402-ФЗ посвящены федеральным и отраслевым учетным стандартам.

Регулирование бухгалтерского учета в РФ на государственном уровне осуществляют Министерство финансов РФ (Минфин РФ) и Центральный банк РФ (ЦБ РФ).

Минфин РФ утверждает программу разработки федеральных стандартов, федеральные стандарты и в пределах его компетенции – отраслевые стандарты, организует экспертизу проектов стандартов бухгалтерского учета и осуществляет иные функции, предусмотренные Законом №402-ФЗ и иными законодательными актами.

В ведении второго регулятора – ЦБ РФ – находится нормативно-правовое и методическое регулирование правоотношений по бухгалтерскому учету в отношении банков и некредитных финансовых организаций.

Что касается разработки самих стандартов, то Законом №402-ФЗ это право делегировано субъектам негосударственного регулирования бухгалтерского учета, в числе которых профессиональные объединения, ассоциации, союзы и иные некоммерческие организации, нацеленные на развитие бухгалтерского учета.

На практике разработчиком федерального стандарта по бухгалтерскому учету (ФСБУ) может стать любой из этих субъектов, выступивший с надлежащей инициативой.

В свою очередь, за Минфином РФ закрепляется обязанность разработки федеральных стандартов, предназначенных для предприятий государственного сектора, и прочих федеральных стандартов в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не реализовал свое право на подготовку соответствующего проекта.

Процедура утверждения стандарта выглядит следующим образом. После подготовки проекта разработчик направляет уведомление в Минфин РФ и размещает предварительный вариант стандарта на своем официальном сайте в сети Интернет для общественного обсуждения.

После завершения обсуждения, срок которого составляет не менее трех месяцев, доработанный проект стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц публикуются на сайте разработчика для всеобщего ознакомления, после чего эти документы направляются в Минфин РФ для проведения экспертизы в установленном порядке.

По окончании экспертизы проект стандарта принимается Минфином РФ к утверждению или отклоняется с приложением мотивированного решения.

В настоящее время только два документа прошли полностью описанную процедуру утверждения – это ФСБУ, посвященные учету аренды и учету запасов. Разработчиком этих стандартов является Бухгалтерский методологический центр.

До утверждения федеральных стандартов применяются правила ведения учета и составления отчетности, источниками которых являются положения по бухгалтерскому учету – документы второго уровня в системе иерархии бухгалтерских нормативно-правовых актов.

Среди положений по бухгалтерскому учету центральное место занимает Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, регулирующее общие вопросы бухгалтерского учета и отчетности.

Положение раскрывает требования к организации и ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению отчетности, документированию хозяйственных операций и проведению инвентаризаций.

Кроме того, Положение содержит правила оценки отдельных видов активов и обязательств экономического субъекта.

Следует отметить, что Положение во многом дублирует и развивает нормы Федерального закона от 21.11.1996 «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ, утратившего силу, вследствие чего ряд его предписаний не соответствует требованиям Закона №402-ФЗ.

Это касается применения унифицированных форм первичных документов, сроков составления промежуточной финансовой отчетности, отражения фактов хозяйственной деятельности до момента государственной регистрации компании, проверки состояния и оценки активов и обязательств при инвентаризации и т.д. Поэтому Положение применяется в части, не противоречащей Закону №402-ФЗ.

То же самое относится и к Положениям по бухгалтерскому учету (ПБУ), рассматривающих вопросы частного порядка по учету и раскрытию хозяйственных операций.

В зависимости от цели применения ПБУ классифицируются на положения:

регламентирующие общие вопросы организации учетного процесса и составления бухгалтерской отчетности;

определяющие правила учета отдельных видов имущества и обязательств;

устанавливающие особенности формирования финансового результата;

применяемые в отдельных отраслях народного хозяйства;

содержащие требования к раскрытию информации при определенных условиях ведения бизнеса.

Третий уровень представляют методические указания и рекомендации, инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и иных министерств и ведомств, причастных к регулированию учетного процесса в РФ.

Эти документы носят уточняющий и рекомендательный характер по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности, недостаточно полно рассмотренным или неурегулированным вышестоящими документами.

Особый документ этого уровня – План счетов бухгалтерского учета, представляющий собой перечень синтетических счетов и субсчетов, применяемых бухгалтерами для отражения хозяйственных операций в учете.

В прилагаемой к плану инструкции дается их краткая характеристика по структуре, назначению и экономическому содержанию, рассматривается порядок отражения наиболее распространенных фактов хозяйственной деятельности, приводятся корреспонденции счетов.

В состав документов четвертого уровня входят локальные акты и внутренние регламенты, формирующие учетную политику организации в методическом, техническом и организационном аспектах.

В целях снижения учетной нагрузки и сокращения трудозатрат отечественные законодатели для отдельных хозяйствующих субъектов предусмотрели некоторые преференции.

Так, в соответствии с Законом №402-ФЗ вправе полностью отказаться от ведения бухгалтерского учета индивидуальные предприниматели (ИП), в случае, если они осуществляют учет объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством.

Для организаций каких-либо возможностей освобождения от ведения бухгалтерского учета не предусмотрено. Все юридические лица независимо от их формы собственности, размера, отраслевой принадлежности, строения бизнеса и применяемого налогового режима, обязаны вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность.

Однако некоторые из них вправе осуществлять эти процедуры по упрощенной схеме. К таким предприятиям относятся некоммерческие организации, участники проекта «Сколково» и большая часть представителей малого бизнеса.

Эти хозяйствующим субъектам разрешено применять упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета, в том числе: использовать сокращенный план счетов; не учитывать отдельные требования ПБУ и не применять некоторые ПБУ в целом; формировать бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме, представляя соответствующую информацию по группам статей без их детализации.

Федеральные стандарты по бухгалтерскому учету

ФСБУ 5/2019 Запасы

ФСБУ 25/2018 Бухгалтерский учет аренды

Положения по бухгалтерскому учету

ПБУ 1/2008 Учетная политика

ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда

ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте

ПБУ 4/1999 Бухгалтерская отчетность организации

ПБУ 5/2001 Учет материально-производственных запасов

ПБУ 6/2001 Учет основных средств

ПБУ 7/1998 События после отчетной даты

ПБУ 8/2010 Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы

ПБУ 9/1999 Доходы организации

ПБУ 10/1999 Расходы организации

ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах

ПБУ 12/2010 Информация по сегментам

ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи

ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов

ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам

ПБУ 16/2002 Информация по прекращаемой деятельности

ПБУ 17/2002 Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы

ПБУ 18/2002 Учет расчетов по налогу на прибыль организаций

ПБУ 19/2002 Учет финансовых вложений

ПБУ 20/2003 Информация об участии в совместной деятельности

ПБУ 21/2008 Изменения оценочных значений

ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности

ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств

ПБУ 24/2011 Учет затрат на освоение природных ресурсов

Источник: https://time-to-study.ru/pages/pbu/common.html

Об успешном бизнесе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: